Авторизация на сайте

Обратный звонок
+7 (831) 293-42-32
8 800 550 35 40 (звонок бесплатный)
vkontakte facebook lj YouTube Google+ Twitter
...

Директор центра реабилитации,
кандидат медицинских наук,
академик РАЕН





Наши услуги

В реабилитационном центре Вы получите консультации высококвалифицированных специалистов

К Вашим услугам предоставляются современные клинические и инструментальные методы обследования

Комплекс длительных специальных мероприятий, направленных на восстановление несформированных или утраченных функций центральной нервной системы

В нашей клинике вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне.




 Болезнь и здоровье

Переход от здоровья к болезни, и наоборот от болезни к здоровью, является самой сложной проблемой медицинской и педагогической науки. От её решения зависит вся организация системы здравоохранения, образования. Когда речь идёт о болезнях нервной системы с двигательными дефектами, психическими дефектами, речевыми дефектами, то большее внимание уделяется вопросам лечения, а не реабилитации. Исследование заболеваний мозга и восстановление основных функций человека (моторика, поведение, общение) связано с использованием различных моделей. В ХХ в. эти модели были опробованы на животных. Так как у животных нет прямохождения, личности и диалога (II-я сигнальная система по Павлову), то эти обстоятельства ограничивают их применение. При этом гуманистические соображения резко ограничивают изучение многих аспектов заболеваний нервной системы непосредственно у самих больных и инвалидов. Следует также сказать, что на сегодняшний день нейронауки, по образному выражению, находятся «под гипнозом» фармакотерапии. В конечном итоге, ключевым фактором успеха в изучении пато - и саногенетических механизмов заболеваний нервной системы является создание адекватных, эффективных, рабочих моделей, воспроизводимых на конкретном человеке.

Рассмотрим параллелизм между инфекционными процессами и процессами во время стресса. В научной литературе ХХ в. детально рассмотрены типовые биохимические (специфические реакции) и биофизические (неспецифические реакции) аспекты повреждения на уровне клетки, органа и человека вцелом (А.Ш.Зайчик, Л.П.Чурилов, 2005; В.Ю.Шанин, 2002). Акцент, правда, делается на гуморальном направлении (гормоны, биологически активные вещества, низкомолекулярные соединения, ионы, радикалы и др.), так как электрофизиологическое направление методологически сложно. Электрические сигналы (ЭДС – электродвижущая сила), а также система управления внутренней (внутренние органы) и внешней средой (окружающая среда) не видны, они не ощутимы для человека. Однако круг специалистов, внимание которых магически приковывает человек и его мозг, все более расширяется. Это обусловлено не только притягательным таинством его анатомического устройства и единой системой управления со стороны ЦНС, но все более осознаваемой очевидностью универсальности в механизмах дезадаптации и реабилитации (табл. № 1).

Табл. № 1.Механизмы дезадаптации и реабилитации
МИКРОБЫСТРЕСС
опасные инфекциипрививкиразрушающие нагрузкиупражнения
ВОСПАЛЕНИЕВОЗБУЖДЕНИЕ

Одни и те же повреждающие факторы (опасные инфекциипрививкиразрушающие нагрузкиупражнения) могут вызвать болезнь или прибавить здоровья. Всё дело в продолжительности и силе воздействия данных повреждающих факторов. По теории Г.Селье, если эти повреждающие факторы (прививки и упражнения) имеют обратимый характер, то формируется механизм эустресса. Если они имеют необратимый характер (опасные инфекции и разрушающие нагрузки), то формируется механизм дистресса. При этом становится понятным вектор развития патологического и реабилитационного процесса:

  • если вектор направлен от здоровья к болезни, то он сопровождается дезадаптацией;
  • если вектор направлен от болезни к здоровью, то он связан с реабилитацией.

Объединённые общими понятиями «заболевание и восстановление» медицинские и педагогические дисциплины изучают изменения в нервной системе человека, которые возникают в результате болезни и выздоровления, в частности, отдельные стороны течения патологического и реабилитационного процесса. Следует отметить тесную связь между дисциплинами, изучающими электрофизиологические процессы при патологии, в норме и в нагрузках. Наиболее ярко эта связь прослеживается в рамках концепции «лечения нагрузкой».Различия между реабилитационными и патологическими реакциями определяются мерой их осуществления, т.е. дозой воздействия (дозированная стимуляция или чрезмерная нагрузка). В научных работах проф. В.Д.Трошина положены основы динамического саногенеза больных с нарушениями нервной системы. В процессе индивидуального онтогенеза необходимо учитывать силу и экспозицию раздражителя, возраст больного, пол, стадийность заболевания, полифакторность и нейрореактивность (В.Д.Трошин, 2007). Если эта доза нагрузки или мера воздействия (пусть даже вынужденная) соответствует потребности организма, реакция имеет адаптивный, физиологический характер, если не соответствует, то реакция приобретает дезадаптивный, т.е. патологический характер (Г.Н.Крыжановский, 1998).

Любая концепция болезни и заболевания, здоровья и выздоровления, была бы не неполной, если не включала бы описания возможных вариантов течения патологического процесса (патогенез) и реабилитационного процесса (саногенез). И в этом смысле концепция болезни повреждённого (незрелого) мозга занимает особое место, поскольку в её основе лежит патология ЦНС как единого системообразующего комплекса, интегрирующего адаптивный процесс на основе иерархического функционального синергизма включенных в него по необходимой потребности функциональной системы целостного организма. Именно то, что неспецифично для конкретного заболевания, составляет специфическую структуру общего приспособительного механизма, закреплённого в эволюционном опыте живого. Такой филогенетически сформировавшийся единый механизм известен как общий адаптационный синдром (ОАС) Г.Селье, который развивается при непосредственном системообразующем участии ЦНС, а точнее, центрального отдел вегетативной нервной системы (Shahab L., Wollenberger A., 1967). В первой фазе ОАС любого генеза симпатическая эфферентация реализуется в виде тетрады: гипервентиляция, тахикардия, увеличение минутного объёма крови и артериальной гипертензии (Меерсон Ф.З., 1973). Основной мотив этих изменений – тканевая гипоксия, результирующая первичную реакцию на внешний стимул. Доказательством приоритера ЦНС в организации срочной и долгосрочной адаптации могут служить результаты экспериментальной симпатической денервации (Brewer N.R., 1937; Bernthal T., 1938; Ардашникова Л.И., 1959; Chalmers J.P., 1967; Korner J.D., White S.W., 1966 и др.), когда экспериментальная десимпатизация нарушает течение ОАС. Общая неспецифическая реакция организма на внешний раздражитель, очевидно, обладает собственной мерой, которая определяется рядом обстоятельств. В первую очередь, вероятно, следует утвердиться в том, что ни характеристики внешнего стимула, ни особенности человека как реагирующего объекта не имеют никакого значения, если они рассматриваются в отрыве друг от друга. Кажется, именно в этом заключается причина многолетних споров теории Г.Селье и её критиков (Лазарев Н.В., Розин М.А., 1960, 1962, 1963; Горизонтов П.Д., Протасова Т.Н., 1968; Русин В.Я., 1978, и др.). Одни изучают ОАС, измеряя силу и экспозицию раздражителя, другие концентрируют внимание на исследовании структуры системной реакции. Но ни первые, ни вторые не проводят должного электрофизиологического и биоритмологического анализа испытуемых. В итоге от исследователя ускользает синтетическое решение проблемы, а его мысль обращается к неудержимой критике. Г.Селье обозначил пределы развития ОАС как эустресс-дистресс, подчёркивая, что «стресс не всегда результат необратимого повреждения», его не следует избегать, ибо «полная свобода от стресса означает смерть». Вышесказанное разом снимает сомнения, высказанные критикой, сосредоточенной на поисках доказательств ограниченности концепции стресс (Аршавский И.А., 1976, 1982, 1986; Гаркави Л.Х. с соавт., 1975, 1979; Хлуновский А.Н., Старченко А.А., 1999). Имеющиеся в литературе фактологические данные (при их интерпретации на основе предлагаемого концептуального подхода) позволяют утверждать, что при различных вмешательствах в деятельность ЦНС адаптивный процесс при болезнях повреждённого (незрелого) мозга всегда протекает с периодами ухудшения и стабилизации. Факторы, влияющие на выраженность звеньев пато-и саногенеза ранжируются следующим образом: сила и экспозиция раздражителя, индивидуальная реактивность, возраст, время суток, сезон, пол (Золотухин С.А. с соавт., 1991). Весь процесс волнообразного течения (процесс адаптивной реверберации) можно отобразить наглядно (рис. №1).

1.jpg
рис № 1. Колебания всех функции человека в период повреждения

Ритмические (суточные, сезонные, годовые и многолетние) изменения свойств человека в пределах его модификационной изменчивости также накладывают отпечаток на характер организации реабилитационного процесса в связи с динамикой индивидуальной хронорезистентности (Reinberg A., 1976; Берёзкин М.В., 1977; Новиков В.С., 1991). Если представить генетические и фенотипические пределы, в которых происходят ритмические изменения реактивности и резистентности у здорового человека, то совпадение момента биоэлектрической активности с вектором снижения реактивности и резистентности, безусловно. Надо сказать, что активация электрической активности более выражена у человека с повреждённым (незрелым) мозгом, поскольку эта зона характеризуется активным расходом ресурсов на фоне повышения индивидуальной чувствительности (Reinberg A., 1976).

Большая часть из того, что известно о болезни и здоровье прямо или косвенно изучено на животных (табл. № 2). На сегодняшний день уже известны морфо-функциональные проявления инфекционного воспаления (микробы и стерильная среда) и сенсорного притока (стимуляция и депривация). Иными словами, любой раздражитель оказывает двоякое действие на организм – специфическое и неспецифическое. Первое, биохимическое, связано с качеством раздражителя, его способностью вызывать определённые изменения в гомеостазе. Второе, биофизическое, действие является следствием способности раздражителя вызывать нарушение электродинамического равновесия в нервной системе независимо от того, где оно вызывается.

Табл. № 2. Показатели структурно-функциональной дезадаптации и реабилитации
БИОХИМИЯ
(специфические реакции)
БИОФИЗИКА
(неспецифические реакции)
Изменения метаболизма
(воспаление + шок)
Изменения энграмм
(тренинг + научение)
Гомеокинез
(гомеостаз и иммунитет)
Электродинамика
(электростатика и программирование)
Активация синтеза белкаГенерация электрических сигналов
Тканевой и гематоэнцефалический барьерЧастотная и амплитудная характеристика ритмов

Гиппократ (460 – 370 д.н.э.) был создателем гуморального направления в медицине, ибо полагал, что болезни происходят от неправильного смешивания основных соков организма: крови, слизи, желтой и чёрной желчи. Так как медицина формировалась в результате борьбы с эпидемиями и военными действиями, то большее внимание уделялось изменениям внутренних органов. Теофиль Бордю в 1775 г. о медицинском анализе писал, что «кровь обладает специфическими свойствами, приобретёнными в органах, через которые она проходит. Каждый орган посылает в неё свою эманацию. Таким образом, кровь несёт в своём потоке экстракты всех органов, необходимые для жизнедеятельности». Постепенно, проникая в тайну клетки, сформировались механизмы развития внутренних болезней. Изучение биохимических аспектов было связано с одним из этапов научно-технической революции. Развитие микроскопии и органической химии привело к изучению специфических (биохимических) реакций в тканях человека (твёрдое тело), в жидкостях организма и сам газообмен (клеточное дыхание). Огромная группа учёных, проникнув во внутренний мир клетки (гомеостаз, гомеокинез и иммунитет), положили основу огромному пласту исследований, связанных синфекцией (воспаление) и огнестрельными ранениями (шок).

Трудно переоценить теорию нервизма в клинических проблемах рефлексов. Работы Павлова (1862 - 1936) показали нам, что функция хотя и связана с морфологией, конечно немыслима без морфологии, но она шире той морфологии, которую мы знаем, не совпадает с ней. Уже в начале XX века В.М.Бехтерев дал всестороннее определение роли нервной системы и головного мозга в жизнедеятельности, став в ряды приверженцев нервизма. В 1903 г. он определил головной мозг «как орган, регулирующий и поддерживающий все вообще отправления организма и представляющий собой тот аппарат, благодаря которому устанавливается целесообразное отношение организма к окружающему миру». Наиболее живо идеи нервизма были использованы в клинической медицине С.П.Боткиным. Ведущее значение в развитии болезни он придавал нервной системе, исключительно большое внимание уделял функции нервных центров и их изучению.

Последующее развитие нейрофизиологии в XX веке развивало и дополняло представления о механизмах функционирования мозга. Были заложены основы цитоархитектоники нервных клеток (коры мозга, подкорки, промежуточного и среднего мозга, ствола и спинного мозга, а также отдельных ганглиев) человека (Кемпбел, Ц. и О. Фогты, Рамон-и-Кахал). Выход за пределы элементарных рефлекторных реакций позволил И.П.Павлову сделать ряд глубоких обобщений, в частности, ввести понятие анализатора и заложить основы науки о высшей нервной деятельности (нейронуки). Важные данные в исследовании вертикального принципа структурно-функциональной организации и активирующих систем ствола мозга были получены Мэгуном, Джаспером, Лидслеем. Было создано учение о синаптических связях (Экклс). Постепенно идея рефлекторной дуги, как одного из важнейших элементов функциональной организации мозга, трансформировалась в идеи рефлекторного кольца, а затем и реверберационных кругов (Лоренте де Но).

В 30-е годы ХХ в. академиком П.К.Анохиным был введен принцип функциональных систем, во многом определивший направленность нейрофизиологических исследований на последующие столетия. Развитие кибернетики послужило толчком к созданию кибернетических моделей мозга и многочисленных моделей «нейронных сетей». Несомненную концептуальную новизну в нейронауку принесли работы Н.А.Бернштейна, Н.П.Бехтеревой, Г.Н.Крыжановского, К.В. Судакова, Н.Ю.Беленкова, В.Д.Трошина и др. Именно электрофизиологическая точка зрения, слишком долго игнорировавшаяся в невропатологии, психиатрии и логопедии, а в последнее время влила новую жизнь в нашу проблематику. Мозг, отгородившись от крови гематоэнцефалическим барьером, осуществляет управление всеми внутренними органами и осуществляет управление внешней деятельностью человека (движение, психика, речь). Постепенно, проникая в тайны ЦНС, познавались механизмы развития неврологических заболеваний, психо-неврологических синдромов и отдельных логопедических симптомов. Изучение биофизических аспектов было связано с другим этапом научно-технической революции. Развитие электо- и вычислительной техники привело к изучению неспецифических (биофизических) реакций в нервной клетке (ионы или электрический ток), в нервной системе (поле или электромагнитные колебания). Мы предлагаем практическую модель мозга, где важны как горизонтальные так и вертикальные связи между этажами и на каждом этаже (схема № 1).

Схема № 1. Иерархическая архитектура зрелости мозга (серое и белое вещество)
2.jpg

На сегодняшний день структурно-функциональные аспекты разделёны на I и II сигнальную систему. По теории Павлова, I-я сигнальная система, где рефлекторная дуга замыкается на уровне 1 и 2 этажа мозга, связана с автоматическими механизмами управления внутренними органами и ответом на повреждение со стороны внешней среды. II-я сигнальная система (сознание и личность), где рефлекторная дуга замыкается на уровне 3 и 4 этажа мозга, направлена на «ручное» управление. Функциональная топика нижних этажей мозга на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) представлена медленноволновой активностью (дельта и тета волны), а в больших полушариях - быстроволновой (альфа и бета волны) электрической активностью. Большое количество учёных, проникнув в операционные системы мозга (электростатика, электродинамика и программирование), положили основу огромному пласту нейрофизиологических исследований, связанных со стимуляцией (тренинг) и сенсорным притоком (научение) (табл. № 3).

Табл. № 3.Сравнительная характеристика патологического и реабилитационного процессов у больных с повреждённым (незрелым) мозгом
Процесс
ПоказателиПато-генез
(дистресс)
Сано-генез
(эустресс)
Биохимия и физиология
(гуморальное направление)
Воспаление:
(показатели до, во время, после воздействия)
  • лёгкое
  • сильное
  • сепсис
Тренировка:
(показатели до, во время, после воздействия)
  • урок
  • «интенсив»
  • «до отказа»
Биофизика и нейрофизиология
(теория нервизма)
Шок:
(показатели до, во время, после воздействия)
  • I степени
  • II степени
  • III степени
Научение:
(показатели до, во время, после воздействия)
  • умение
  • навык
  • способность

Биофизик Ф.Крик – Нобелевский лауреат, который совместно Д.Уотсоном создал модель ДНК, как то сказал, что «нет области науки более жизненно важной для человека, чем исследование его собственного мозга. От неё зависит все наше представление о Вселенной. …если в исследовании головного мозга действительно произойдет прорыв, то, вероятно, это будет на уровне общего управления системой. Если бы система была такой хаотичной, какой она иногда кажется, мы не могли бы выполнять удовлетворительно даже самые простые задачи. Если взять возможный, хотя и маловероятный, пример, то мощным прорывом явилось бы открытие, что работа мозга производится фазически, каким-то периодическим часовым механизмом, подобно компьютеру» (схема № 2).

Схема № 2.
3.jpg

Перед тем как начать говорить о здоровье и болезнь необходимо остановиться на понятии «норма». Индивидуальная норма всегда конкретна и зависит от возраста. Она устанавливается в соответствии с условиями, в которых находится человек. Однако набор индивидуальных показателей даёт лишь статический образ текущего состояния человека. Целесообразно различать четыре основных вида нормы. Прежде всего, это статистическая, клиническая, идеальная, а также педагогическая. Статистическая норма описывается определёнными пределами отклонения от среднего значения. Клиническая норма характеризует значение показателей у лиц без проявлений заболевания. Идеальная норма отражает состояние людей, которые находятся в наиболее благоприятных условиях. Педагогическая норма указывает на плавное изменение нормы в процессе онтогенетического развития (импринтинг, воспитание) и сохранение достаточного уровня функциональных возможностей человека в процессе обучения. Норма – это характеристика определённой заранее выбранной (согласованной) зоны в пространстве функциональных состояний человека. Адекватность ответа человека на воздействие естественных факторов природы и общества – основной компонент нормы.

С позиции медицины, воспаление (инфекция) и шок (огнестрельное ранение), влияет на генотипические (наследственные) проявления человека. Воспаление и шок - это защитно-приспособительная реакция, которая сформировалась в филогенезе. Всем понятно, что у абсолютно здоровых людей или людей со зрелой нервной системой во время инфицирования мозга или огнестрельного ранения головы происходит разрушение (повреждение) основных функций (движение, психика и речь). Надо сказать, что инфекционное воспаление (например, менингит) или травматический шок (дополнительная тяжёлая сочетанная травма) у изначально больного человека с повреждённым (незрелым) мозгом может быстро привести к летальному (смертельному) исходу. Из-за нарушений нервной системы его адаптация уже ниже по сравнению со здоровым человеком. Воспаление и шок формирует такое понятие «болезнь», в котором можно выделить такие состояния:

  • крайней степени тяжести
  • тяжёлое
  • средней степени тяжести

С позиции гуморального направления (биохимия и физиология) выделены следующие этапы генотипических преобразований:

  • I этап – белок;
  • II этап – альтерация;
  • III этап - экссудация или отёк в тканях;
  • IV этап - фиброз или регенерация

С позиции педагогики, тренинг (стимуляция) и научение (сенсорный приток) влияет на фенотипические (приобретённые) проявления человека. Тренинг и научение - это тоже защитно-приспособительная реакция, которая сформировалась в онтогенезе. Любая интенсивная тренировка здорового человека и обучение заканчивается приобретением новых умений, навыков и способностей. Необходимо отметить, что у больных людей с повреждённым (незрелым) мозгом во время тренинга и научения также происходит прирост (увеличение) основных функций (движение, психика и речь). Тренинг и научение формирует такое понятие «здоровье», в котором можно выделить такие состояния:

  • отличное
  • хорошее
  • удовлетворительное

С позиции теории нервизма (биофизика и нейрофизиология) можно выделить следующие этапы фенотипических преобразований:

  • I этап – раздражитель;
  • II этап – возбуждение;
  • III этап - пессимальное торможение или фаза рефрактерности;
  • IV этап - синтез аминокислот или дегенерация

Для того, чтобы соединить в единую систему знаний такие понятия как болезнь-здоровье, генотип-фенотип, нужно их рассмотреть через концепцию системогенеза П.К.Анохина – созревание (морфогенез) и развитие (дифференцировка) нервной системы в антенатальном (внутриутробном) и постнатальном (после родов) периодах. С одной стороны, чем совершеннее структура и выше степень её надёжности, тем выше её функциональные возможности. С другой стороны, чем большая нагрузка предъявляется к органу, системе или организму вцелом, тем их структура совершеннее. Таким образом, функция обеспечивает развитие и совершенствование структуры в фило- и онтогенезе. Развитие любой структуры в филогенезе происходило с увеличением предъявляемой нагрузки к органу или системе. Эта же закономерность наблюдается и в онтогенезе.

Управления такими состояниями как «болезнь» и «здоровье» - это пожалуй, самый главный раздел во врачебной практике и дефектологической работе. Сегодня нам предстоит переосмыслить огромный опыт медицины (классической и реабилитационной) и педагогики (общей и коррекционной) в отношении восстановления здоровья (переход от болезни к здоровью) и начала заболевания (переход от здоровья к болезни). Это необходимо для того, чтобы:

а) оптимизировать управление состояниями, которые относятся к понятию «болезнь» и «здоровье»;

б) эффективно использовать арсенал средств в амбулаторных и стационарных учреждениях (больницы, реабилитационные центры), а также дошкольных и школьных учреждениях (общеобразовательные школы и коррекционные школы).

Чтобы эффективно использовать медицинские методики и педагогические технологии, необходимо понять проблемы адаптации и реадаптации. А самое главное понять, в каких случаях дезадаптация имеет патологическую направленность, а в каких – реабилитационную. Ответ на этот вопрос заключён в одном слове – «доза», «доза нагрузки», «доза раздражителя» или «доза повреждения», которая запускает процесс регенерации и дегенерации. В первом случае, при чрезмерном однократном повреждении, формируются патологические механизмы и патологические системы (по Крыжановскому), которые запускают процессы дегенерации (фиброз). По теории Селье, это необратимое повреждение или дистресс разрушает основные функции человека. Во втором случае, при дозированном многократном повреждении формируются санологические механизмы или новые функциональные системы (по Анохину), которые запускают процессы регенерации (нейропластичность). По теории Мышляева, это обратимое повреждение или эустресс восстанавливает основные функции человека (табл. № 4).

Табл. № 4.Физиологические механизмы патологической (дистресс) и реабилитационной (эустресс) стимуляци
Чрезмерный однократный раздражитель
(заболевание или дистресс)
Дозированный многократный раздражитель
(реабилитация или эустресс)
Этапы реагирования человека со здоровым (зрелым) мозгомЭтапы реагирования человека с повреждённым (незрелым) мозгомЭтапы реагирования человека со здоровым (зрелым) мозгомЭтапы реагирования человека с повреждённым (незрелым) мозгом
1.Дизадаптация
(депрессия основного ритма)
1.Дизадаптация
(десинхронизация ритмов)
1.Дизадаптация
(депрессия основного ритма)
1.Дизадаптация
(десинхронизация ритмов)
2.Сбой системы управления
дизритмия на ЭЭГ)
2.Дизрегуляция ЦНС
(ГПУВ: гиперсинхронизация ритмов, пароксизмальная активность)
2.Сбой системы управления
(дизритмия на ЭЭГ)
2.Дизрегуляция ЦНС
(ГСУВ: гиперсинхронизация ритмов, пароксизмальная активность)
3.БОЛЕЗНЬ
(декомпенсация, частичное выпадение основных функций, десинхронизация основных ритмов
3.ОБОСТРЕНИЕ БОЛЕЗНИ
(полный срыв адаптации, истощение дефектных функций)
3.ГИПЕР АДАПТАЦИЯ
(гипркомпенсация с приростом основных функций)
3.ОБОСТРЕНИЕ БОЛЕЗНИ
(частичный срыв адаптации, истощение дефектных функций)
4.Смерть
(полное выпадение всех функций)
4.Напрaвленная реадаптация
(компенсация с приростом основных функций)
5.Новое качество жизни
(большой резерв всех функций)
5.Новое качество жизни
(восстановление и резерв основных функций)

Проводя анализ патологических и реабилитационных механизмов стимуляции можно выявить несколько общих пунктов:

Во-первых, любая стимуляция (физическая, эмоциональная или звуковая нагрузка) у здоровых или людей с повреждённым (незрелым) мозгом приводит к дизадаптации (рис. № 1).

Рис. № 2. Принцип компенсации и декомпенсации и гиперкомпенсации в процессе стимуляции
4.jpg

В этом случае на ЭЭГ происходит депрессия основного ритма. Правда, в разном возрасте (новорождённый, ребёнок, подросток, взрослый) основной ритм у всех людей разный. С позиции общего адаптационного синдрома (ОАС по Селье) формируется реакция «тревоги».

Во-вторых, дизрегуляция ЦНС приводит к генерации усиленного возбуждения. С позиции электрогенеза мозга – это суммация потенциалов действия нейронов. Интерференция волн на ЭЭГ приводит к гиперсинхронизации и пароксизмальной активности (амплитуда сигнала выше 100 – 120 мкВ). При обострении в основном ритме (быстрые волны) появляются медленные ритмы. В процессе тренировки и научения происходит активация диэнцефальной области и ствола мозга (I и II этаж мозга). С позиции кибернетики – это сбой системы, в которой происходит нарушение автоколебательного процесса (дизритмия на ЭЭГ). При чрезмерной однократной нагрузке на ЭЭГ возникают специфические паттерны, которые называются генераторами патологически усиленного возбуждения (ГПУВ по Крыжановскому). При дозированной многократной нагрузке на ЭЭГ эти же паттерны называются генераторами санологически усиленного возбуждения (ГСУВ). Эта терминология связана с тем, что длительный тренировочный процесс, пусть даже через обострение, приводит к восстановлению несформированных или утраченных в результате болезни функций. Сбой патологической системы и обострение основного заболевания в данном случае нужно считать как ценой направленной адаптации, который характеризует общий реабилитационный синдром (ОРС).

В-третьих, любое повреждение (обратимое или необратимое) вызывает болезнь, обострение болезни или гиперадаптацию, которое протекает так же как «заболевание». В спорте высоких достижений иногда говорят, чтобы перейти на более высокий уровень мастерства спортсмен должен «переболеть». Гипертрофия (морфогенез) и дифференцировка (усовершенствование) тканей всегда связана с многократными дозированными нагрузками и синдромом отсроченной мышечной болезненности. Постепенно увеличивая нагрузку (физическую, эмоциональную, звуковую), доводя это напряжение до уровня переносимости, тренинг «до отказа» приводит к временному сбою системы, при этом формируется гиперкомпенсация и прирост основных функций.

Во время сна информация полученная на такой тренировке + научение трансформируется в долговременную память. С позиции кибернетики происходит насыщение каждого уровня или этажа мозга двигательными, психическими и речевыми навыками, которые отражаются в структурно-функциональной перестройке. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) эти афферентные сигналы формируют медленноволновую активность высокой амплитуды (происходит активация I и II этажа мозга).

В-четвёртых, у людей с повреждённым (незрелым) мозгом частичный (временный) срыв адаптации приводит к разрушению патологических систем в ЦНС. В клинической картине, эти патологические системы выглядят как неврологический, психический или речевой дефект. Дезадаптация и дезрегуляция ЦНС у таких больных обязательно приводит к сбою системы и обострению основного заболевания. Разрушение патологической системы или дефектов вынужденная (необходимая) мера.

С позиции кибернетики – сбой системы связан с насыщением системы (каждого этажа мозга) в процессе стимуляции или афферентации (информация на «вход в систему»). Патологическая система также как и любая функциональная (здоровая) система, имеет общие признаки системы:

  • наличие обособленной совокупности объектов (нервных клеток);
  • объекты (нервные клетки на каждом этаже мозга) имеют заданные свойства (функции);
  • сформированы горизонтальные и вертикальные связи (синапсы) между объектами (нервными клетками и этажами мозга);
  • имеется общая цель (задачи, функции);
  • имеются предел возможностей в любой организованной системе (насыщение функций, на каждом этаже мозга свои навыки и способности);
  • появление новых свойств (функций):
    • - не является суммой свойств (функций) элементов (группы нейронов или отдельных этажей мозга)
    • - не являющихся свойством конкретного элемента (группы нейронов или отдельных этажей мозга)
  • операционной системе подчиняются более мелкие программы (нижние этажи мозга находятся в оперативном управлении со стороны верхних этажей мозга);
  • взаимодействует с внешней средой как нечто единое целое.

В случае патологической системы, при однократной стимуляции (раздражения какого-либо анализатора или нескольких анализаторов) нельзя добавить новые функции (двигательные умения, поведенческие умения, речевые умения). Дозированная многократная тренировка + научение у людей с повреждённым (или незрелым) мозгом приводит к возбуждению и перевозбуждению в ЦНС, что является пусковым механизмом к запуску нейропластичности и регенерации нервных клеток.

С позиции нейрофизиологии, даже у больного человека, длительная генерация электрических сигналов в двигательном (мышцы), зрительном (глаза), слуховом (уши) анализаторах в процессе тренировки и научения приводит к растормаживанию нейронов, а затем к фазе рефрактерности. В процессе направленной адаптации и ре-адаптации (активный синтез аминокислот) в результате пессимального торможения (фаза рефрактерности) в патологическом участке нервной ткани (или этаже мозга) возникает временное «обнулирование» заряда на поверхности (или мембране) нервной клетки. Это электродинамическое состояние («катодическая депрессия») вызывает активацию электрохимических процессов в самом ядре нейрона. В патологическом участке мозга на фоне системной активации генетического аппарата нейрона (тренировка) происходит функциональный импринтинг (научение). Утомление (тренинг «до отказа патологических функций») приводит к деполяризации в патологическом участке нервной ткани. Отсутствие заряда на мембране самой клетки или его «стекание» приводит к формированию потенциала действия на мембране самого ядра. С этого момента подавляются функции клеточной мембраны (барьерная или защитная, восприятие изменений внутренней среды, создание электрического заряда, передача сигналов от одной клетки к другой, транспорт и др.) и ядро начинает обеспечивать свою основную функцию – синтез белка в клетке. Из-за активации электростатических сил отталкивания в молекуле ДНК ядра клетки (потенциальная биоэнергия) запускаются электродинамические и электрохимические (кинетическая биоэнергия) процессы синтеза аминокислот. Управление синтезом белка включает два этапа. Первый этап называется транскрипцией, - это создание на матрице ДНК информационной РНК (иРНК), которая содержит код управления синтезом определенного белка. Кодом иРНК является последовательность расположения нуклеотидов, повторяющая генетический код ДНК. Второй этап (трансляция) происходит на рибосомах: иРНК, синтезируемая в ядре, через поры ядра поступает в рибосомы, где осуществляется сборка полипептида (белка) из аминокислот, доставляемых тРНК, синтезируемой также в ядре клетки. Таким образом, пусковым механизмом восстановления функций в онтогенезе являются не биохимические процессы, а изменение потенциалов в ЦНС (генерация электрических зарядов в процессе тренировки + научение).

На уровне всего человека и его мозга, толерантность к нагрузкам (физическим, эмоциональным, звуковым) приводит к устойчивости к сбоям в его нервной системе. Иными словами стабильность новой формирующейся функциональной системы тем выше, чем меньше изменений биоэлектрической активности мозга вносится в процессе тренировки + научение.

В-пятых, со времён Гиппократа известно, что все болезни проходят через обострение, и если они хронические, то их переводят в острую активную фазу. Результаты наших исследований подчёркивают, что патогенное значение стресса необоснованно преувеличивается, заслоняя от внимания исследователей его функцию как важного звена адаптации и ре-адаптации. Следовательно, обострение у больных с повреждённым (незрелым) мозгом в виде выраженных клинических проявлений и восстановление функций (движение, психика, речь) доказывает, что нарушение биоэлектрической активности мозга не может однозначно трактоваться в качестве патогенного начала. Оно (обострение) является общим реабилитационным синдромом и необходимым звеном более сложного целостного механизма приспособления к окружающей среде в его положительном для человека значении.

Тренировочный процесс + научение, который является реабилитационным, формирует направленную (управляемую в «ручном режиме») адаптацию и ре-адаптацию. Только дозированные многократно повторяющиеся нагрузки задают единый вектор физического, психического и речевого развития (зона ближайшего развития по Выготскому). Длительные интенсивные тренировки + научение или тренировки в режиме «до отказа» + научение формируют новое качество жизни и максимально полное восстановление основных функций (движение, поведение, общение).

Самое главное это то, что сформулирована модель динамического пато-и саногенеза (табл. № 4). В этой модели показан концептуальный механизм - переход от здоровья к болезни и наоборот от болезни к здоровью. В первом случае (человек теряет здоровье), пусковым механизмом заболевания (распад функций) является дистресс (смотри схему № 2 слева направо). Чрезмерный однократный раздражитель (запредельная нагрузка) вызывает формирование ГПУВ (генератор патологически усиленного возбуждения), что формирует «болезнь» и патологическую систему (по Крыжановскому). Во втором случае (человек прощается с болезнью), пусковым механизмом реабилитации (восстановления функций) является эустресс (смотри схему № 2 справа налево). Дозированный многократный раздражитель (адекватная нагрузка) вызывает формирование ГСУВ (генератор санологически усиленного возбуждения), что сначала разрушает патологическую систему, потом формирует «здоровье» и новую функциональную систему (по Анохину).

Схема. № 2. Основы динамического пато- и саногенеза
5.jpg

Количество просмотров: 781 Болезнь и здоровье
Опубликовано: 27.08.2014 20:50:14
Изменено: 28.01.2015 04:12:20
Первый просмотр: 15.09.2014 03:37:14
Крайний просмотр: 25.09.2017 02:08:07

Короткая ссылка: http://мышляев.рф/~JKVh6
Предыдущая статья | Следующая статья

Возврат к списку статей

  (Голосов: 9, Рейтинг: 3.7)


Материалы по теме «Авторские статьи»



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, нажмите Ctrl+Enter. Мы сделаем сайт лучше!


+7 (831) 293-42-32
8 800 550 35 40 (звонок бесплатный)