Наши услуги

В реабилитационном центре Вы получите консультации высококвалифицированных специалистов

К Вашим услугам предоставляются современные клинические и инструментальные методы обследования

Комплекс длительных специальных мероприятий, направленных на восстановление несформированных или утраченных функций центральной нервной системы

В нашей клинике вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне.




 Не в ногу со сверстниками (Комсомольская правда)

Не в ногу со сверстниками (Комсомольская правда)

Не в ногу со сверстниками (Комсомольская правда)

Уже более 150 лет психология и медицина изучают проблему психической незрелости. Несмотря на большие успехи к настоящему времени в этой проблеме остаётся много спорного и малоизвестного.

Под задержкой психического развития понимают, прежде всего, замедление темпа психического созревания. Кажется, что ребёнок здоров и благополучен, и в  медицинской карте состояние ребёнка квалифицируется как соответствующее в целом норме, но он  с трудом обучается в школе, постоянно конфликтует с окружением, демонстрируя очевидную склонность к "аномальному" поведению.

Что же является причиной такого отставания ребёнка от своих сверстников?

В конце ХХ столетия переменились акценты в понимании причин задержек психического развития.  Если прежде основную роль в возникновении задержек развития играли недостаточное и несвоевременное поступление социальной информации ("педагогическая запущенность"), то в наше время подобный фактор встречается редко. Чем больше информации имеют дети, тем, казалось бы, реже должны встречаться задержки развития, но этого не происходит.

Почему? Может быть, виной этому постоянно усложняющиеся школьные программы? Но ведь подавляющее большинство детей эти программы усваивают.

Канули в Лету многодетные семьи, когда у родителей не доходили руки до занятий с детьми. Скорее наоборот: никогда за всю историю человечества родители не уделяли так много внимания детям как в наше время. И, тем не менее, встречается много школьников с задержкой психического развития.

Обнаружилось, что главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются не социальные факторы, а биологические механизмы: патология беременности, ненормальные роды, частые болезни в первые годы жизни. Повреждающий фактор действует на ранних этапах развития и приводит к задержке созревания тех или иных структур головного мозга.

В отличие от олигофрении при задержке психического развития доминируют явления не интеллектуальной, а эмоциональной незрелости, а интеллектуальные нарушения не имеют выраженного характера, а главное не носят необратимого характера.

В зависимости от преобладающей причины в настоящее время выделяют четыре формы задержки психического развития:  конституционального, психологического, телесного и мозгового происхождения.

При задержке развития конституционального (наследственного) происхождения - эмоционально-волевая сфера ребёнка как бы находится лишь на более ранней возрастной ступени развития. Характерны непосредственность и яркость эмоций, повышенный фон настроения, наличие творчества и инициативы в игре. Эти дети чересчур подвижны, суетливы, беспечны, не могут сидеть на одном месте.

Казалось бы, ничего трагического в этом нет, однако, начав ходить в школу, такой первоклассник с трудом занимается, потому что ему хочется играть, бегать, а его заставляют заниматься скучным и требующим сосредочения внимания делом.

Задержка психического развития психологического происхождения связана с грубо выраженными неправильными условиями воспитания.

В условиях безнадзорности (гипоопёка) может формироваться вариант ЗПР с преобладанием выраженных явлений психической неустойчивости (отсутствие чувства ответственности, умения тормозить свои эмоции, импульсивность и повышенная внушаемость).

В условиях изнеживающего воспитания (гиперопёка) - ребёнок не получает нужной сенсорной (зрительной, звуковой) информации, что также приводит к задержке эмоционального развития - у такого ребёнка преобладают эгоцентризм, установка на опёку, не формируется способность к волевому усилию, самостоятельности.

В психотравмирующих условиях воспитания (грубость взаимоотношений в семье, наличие алкоголизма) может формироваться личность робкая и боязливая. Наблюдаемый у этих детей психический инфантилизм проявляется в несамостоятельности, отсутствии инициативы, активности, уверенности в себе.

Задержка психического развития телесного (соматического) происхождения обусловлена длительными заболеваниями (хронические инфекции, аллергические состояния, врождённые пороки развития внутренних органов и т.д). Психическое развитие этих детей тормозится главным образом стойкой астенией (слабостью), резко снижающей общий и психический тонус.

Для этих детей характерны: быстрая утомляемость, рассеянность внимания, сниженная память, частая смена настроения, плаксивость, раздражительность, вспыльчивость. Беда ребёнка с астений в том, что она может предрасполагать его не только к  снижению успеваемости, но и к  неврозам, патологическим формированиям личности и другим расстройствам.

И, наконец, задержка психического развития мозгового происхождения занимает основное место среди вариантов данной аномалии развития, как в отношении частоты, так и выраженности отклонений эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

Причинами её возникновения непосредственно является органическая незрелость головного мозга, вследствии  патологии беременности и родов, нейроинфекций, интоксикаций и травм, перенесённых на первых годах жизни. Головной мозг ребёнка интенсивно развивается, его системы постоянно усложняются, формируются связи между корковыми и подкорковыми структурами головного мозга, связи между полушариями.

Психическое развитие каждого ребёнка протекает на фоне и за счёт бурно развивающихся структур и  систем его мозга. Поэтому любое повреждение вызывает морфо-функциональную неполноценность тех или иных систем (органическую мозговую недостаточность). В отличие от олигофрении, повреждающий фактор действует на более поздних этапах развития и выражен менее грубо. Поэтому, за рубежом, такой вариант задержки, получил название "минимальная мозговая дисфункция".

В более лёгких случаях на первый план выступает задержка эмоционального развития. Для этих детей характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценке, однообразие и бедность воображения в игровой деятельности.

В зависимости от преобладающего эмоционального фона выделяют  два основных  варианта: неустойчивый - с эйфорическим отттенком настроения, психомоторной расторможенностью и тормозимый - с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, склонности к страхам, малой активности.

Описанные явления органического инфантилизма тормозят развитие познавательной деятельности за счёт недостаточности мотивационной сферы и незрелости функций, обеспечивающих целенаправленность поведения.

При более тяжёлой задержке психического развития церебрально-органического генеза преобладает другой ряд  факторов, снижающих интеллектуальную продуктивность. Сюда, прежде всего, относятся и астенические расстройства - потенциальные возможности познавательной деятельности значительно страдают от низкого общего психического тонуса, истощаемости памяти, внимания, падения темпа психической деятельности, работоспособности в целом.

Помимо нейродинамических расстройств, в нарушениях познавательной деятельности значительная роль нередко принадлежит и энцефалопатическим явлениям (психопатоподобным, эпилептиформным, апатико -адинамическим), ещё более дезорганизующим интеллектуальную деятельность ребёнка. Так же может обнаруживаться и недостаточность отдельных корковых и подкорковых функций (трудности восприятия, плохая ориентировка в пространстве, нарушения слухоречевой памяти, тонкой моторики).

Что делают родители, столкнувшись с проблемой школьной неуспеваемости ребёнка и услышав о задержке психического развития их любимого чада - как правило, нанимают репетиторов для дополнительных занятий, самостоятельно долго и много занимаются с ребёнком.  Как нам уже известно, одним из факторов, лежащих в основе задержки, является астения, т.е  повышенная утомляемость.

Дополнительные нагрузки приводят к усилению астении, к ещё большему  снижению физического и  психического тонуса, а, следовательно, усиливают рассеянность, снижение памяти. Получается "замкнутый круг "- дополнительные занятия приводят к ещё большей школьной неуспеваемости.

Современные возможности медицинской помощи детям с задержкой психического развития также невелики. Существующие препараты – ноотропы - стимулируют познавательные функции - уменьшают явления астении, повышают психический тонус и дают положительный результат, но их частое использование также может привести к эффекту "загнанной лошади", когда пришпоривание, т.е введение ноотропных препаратов уже не  даёт нужного результата, так как компенсаторные, энергетические  возможности головного мозга уже истощились.

Лекарства же от незрелости эмоциональной сферы вовсе не существует. Ни одна таблетка не способна заставить сформироваться нужные связи между структурами головного мозга и выработать волю, усидчивость, смелость, активность.

Одним из последних научных достижений в изучении мозга человека является открытие свойства нейропластичности мозга.

В 2007 году доктором Мышляевым было сделано открытие. В клинике доктора Мышляева используются уникальные методики, направленная на активацию структур головного мозга и системную активацию психики. Занятия не просто корректируют имеющиеся нарушения, а устраняют саму причину задержки психического развития - органическую незрелость и функциональную недостаточность головного мозга.

Беда детей с задержкой психического развития не только в школьной неуспеваемости. Психическая незрелость приводит к формированию инфантильной личности.

У Пушкина есть строки: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел. Те, кто не успел созреть вовремя - инфантилы, при вступлении во взрослую жизнь, с трудом к ней приспосабливаются. Большой процент инфантильных личностей становятся наркоманами, алкоголиками, правонарушителями, несостоявшимися людьми, как в личной, так и профессиональной жизни.

Если бы дети с повышенным риском замедленения психического развития - обращались к специалисту задолго до поступления в школу, то многих из них к этому времени можно было бы полностью реабилитировать, восстановить рано приобретённую неполноценность головного мозга.

Раннее обращение к специалистам - залог успешной адаптации в жизни таких детей.

Количество просмотров: 1527
Статья: Не в ногу со сверстниками (Комсомольская правда)

Предыдущая статья | Следующая статья

Возврат к списку статей

  (Голосов: 13, Рейтинг: 4.01)


Материалы по теме «Наши статьи»



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, нажмите Ctrl+Enter. Мы сделаем сайт лучше!