Авторизация на сайте

Обратный звонок
+7 (831) 293-42-32
8 800 550 35 40 (звонок бесплатный)
vkontakte facebook lj YouTube Google+ Twitter
...

Директор центра реабилитации,
кандидат медицинских наук,
академик РАЕН





Наши услуги

В реабилитационном центре Вы получите консультации высококвалифицированных специалистов

К Вашим услугам предоставляются современные клинические и инструментальные методы обследования

Комплекс длительных специальных мероприятий, направленных на восстановление несформированных или утраченных функций центральной нервной системы

В нашей клинике вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне.




 Принципы единой оценки уровней физической и двигательной зрелости человека

Мышляев С.Ю. к.м.н. директор частного Реабилитационного центра г.Нижний Новгород, Вахитов И.Х. д.б.н. Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Институт физической культуры, спорта и восстановительной меди¬цины, кафедра ме-дико-биологических основ физической культуры


Исследование физического развития и функциональных резервов осу¬ществляется во время медицинских осмотров и тренировок. Для изучения физического развития чаще всего используется унифицированная методика антропометрических исследований, которая предусматривает соблюдение следующих принципов:

1. Используются единые условия измерений — исследо¬вания проводятся на обнаженном человеке, в теплом помещении, в первую половину дня, при естественном освещении.
2. Все измерения выполняют с использованием единых антропометрических параметров.
3. Применяется стандартный выверенный инструментарий.

В этой методике заложен статический или филогенетический принцип, где больше всего отражаются соматические показатели вида Homo sapiens в покое (телосложение, возрастные и половые особенности: рост, окружность груди, мышечная масса и мышечная сила, АД, пульс, ЖЁЛ и др.).

Совершенствование теории и методов статистического анализа привело к разработке более совершенных математических методов оценки физического развития (ме¬тод сигмалъных отклонений, метод оценки физического развития по шкалам рег¬рессии, оценка по шкале Z-score и др.). Кроме того, во время проведения врачебно-физкультурной экспертизы, хорошо зарекомендовал себя метод индексов (Брока, Рорера, Ливи, Пинье, Кетле и др.) и центильных измерений.

Для контроля развития более часто применяют центильные стандарты двух видов: одномерные центильные шкалы (оценка распределения признаков относительно пола и возраста) и графики (номограммы, показывающие распределение массы тела относительно длины тела). На основе центильных оценок роста, массы и окружности грудной клетки определяют нормальность и гармоничность морфологического состояния организма. Оптимальные соотношения этих показателей обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

Нормальному физическому развитию соответствует распределение физических параметров в пределах 3-6 центильного интервала, 2 и 7 центильный интервал соответствует группе риска по физическому развитию, 1 и меньше и 8 и больше – отклонению в физическом развитии.

Гармоничное развитие, когда разница между номерами любых из указанных оценок не более 2. Дисгармоничное развитие — разница между номерами любых из указанных оценок равна 3. Резко дисгармоничное развитие — разница между номерами любых из указанных оценок более 3.

В конечном итоге вся эта оценка сводится к определению или соответствию биологического или физического возраста. Эти методы не отражают двигательную активность (двигательный возраст) и спортивную подготовленность (выносливость, гибкость, скоростные, силовые и другие навыки, умения, а также способности) человека. Н.А.Бернштейн в 1947 г., впервые заложил теоретические основы динамического или онтогентического принципа оценки двигательного развития, которая сейчас называется двигательная зрелость и спортивная подготовка.

Им названные, 1) А, 2) В, 3) С, 4) D, 5) Е уровни построения движений соответствуют уровням структурно-функциональной зрелости ЦНС человека (этажи мозга), а не его тела (анатомия человека). Если говорить современным языком, это отражает кибернетический принцип системы управления двигательным актом как целостной функцией.

Огромное количество терминов, описывающих моторику человека (перемещение) или двигательный стереотип не позволяет специалистам (ортопед, травматолог, невролог, кинезиолог, врач лечебной физкультуры, тренер) сформулировать единую концепцию двигательного развития и спортивной подготовленности. При проведении антропометрических и неврологических исследований врач определяет биологическую зрелость или физический возраст. Паспортный возраст и уровень физического развития часто не совпадают.

В определенные этапы развития у человека появляются очаги окостенения (кристаллизация), видимые на рентгенограммах, а в мышцах появляется тонус (напряжение), ощущаемый при растяжении. При исследовании опорного аппарата (скелет) выявляют: сколиоз, плоскостопие, искривление конечностей, костей черепа, лицевого скелета и др., а при исследовании двигательного аппарата (биомеханика) выявляют: центральный, периферический паралич, смешанный паралич или детский церебральный паралич, плегию, атаксию, мышечную дистрофию, миопатию, миастению, дистонию, гиперкинезы, гипертрофию мышц и др.

Отсутствие единой оценки физического и двигательного развития приводит к относительной изолированности взглядов специалистами, отсутствию должного понимание между врачом и тренером. Утопая в частных вопросах клинических симптомов, теряется понимание общих закономерностей двигательного и физического развития. И хотя о единстве структуры и функции говорил ещё Р.Декарт, до сих пор нет чёткого определения, связующих эти два понятия. Образно о структуре и функции высказался терапевт В.Х.Василенко: «Функция без структуры немыслима, а структура без функций бессмысленна». Чтобы найти связь ме¬жду уровнями физического развития и двигательной зрелости, нужна единая методология (табл. № 1).

Общий вектор эволюционно-исторических этапов развития двигательного акта челове-ка (мотогенез) представлен следующими формами организации или построения движений: 1) РЕФЛЕКС 2) ИНСТИНКТ 3) СОЗНАНИЕ 4) ЛИЧНОСТЬ 5) ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Рефлекторной формой построения движения является клонус. Инстинктивной формой построения движения является синкинезии.

Сознательной формой построения движения является прямохождение. Личностной формой построения движения является переворот. Индивидуальной формой построения движения является вращение (табл. № 2). В концепции Н.А.Бернштейна уровню А соответствует рефлекторный уровень построения двигательного акта (в структурном плане – это спинной и продолговатый мозг), уровню Б соответствует инстинктивный уровень построения двигательного акта (в структурном плане – это средний и промежуточный мозг), уровню С соответствует сознательный уровень построения двигательного акта (в структурном плане – это уровень подкорки или базальных ядер), уровню D – личностный уровень построения двигательного акта (в структурном плане – это уровень коры больших полушарий), а уровню Е – индивидуальный уровень построения двигательного акта (в структурном плане – это ассоциативные связи в коре головного мозга).

В 2007 г. Мышляевым С.Ю. сделано научное открытие «Явление восстановления структурно-функциональной организации мозга человека в онтогенезе», где из теоретических принципов построения движений сформулированы практические мероприятия оценки двигательной зрелости и спортивной подготовленности не только в покое, но и в нагрузке. Применяя эти таблицы можно достаточно быстро и точно оценить в баллах (от 0 до 10) уровень двигательной зрелости человека.

Врачебно-физкультурная экспертиза

Общая оценка двигательной зрелости человека




Список литературы:

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947. 2. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб: Питер, 2003.- 384 с. 3. Мышляев С.Ю. Научное открытие «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека в онтогенезе», 2007 г. Диплом № 339 выдан Российской Академией Естественных наук. Регистрационный № 42412. 4. Чекалова Н.Г. и др. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки-Нижний Новгород: Издательство НижГМА, 2010.- 164 с.

Библиография:

Мышляев С.Ю., Вахитов И.Х.Принципы единой оценки уровней физической и двигательной зрелости человека/ Казань 15.11.13/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции.




Количество просмотров: 654
Короткая ссылка: http://мышляев.рф/~VVhLz
Предыдущая статья | Следующая статья

Возврат к списку статей

  (Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Материалы по теме «Научные публикации»



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, нажмите Ctrl+Enter. Мы сделаем сайт лучше!


+7 (831) 293-42-32
8 800 550 35 40 (звонок бесплатный)