Заказать звонок
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
оставить заявку
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Запись на консультацию
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
О мозге и развитии ребёнка

Мозг ребенка и управление его зрелостью.

Детство — это особый, наиболее тонкий и хрупкий период, когда формируется мозг ребенка, в некотором смысле это «ткань» всей последующей жизни человека. И поэтому бесконечно значимым становится все, что происходит и как происходит в этот период жизни ребенка. Обоснование рефлекторной (электрической) природы всех видов деятельности ребенка (движение, психика и речь) является заслугой русской науки, прежде всего, двух великих ее представителей — И. М. Сеченов (1829−1905) и И. П. Павлов (1849−1936). Оба наших русских ученых, как Гагарин в космосе, являются первооткрывателями в изучении свойств мозга, его фундаментальных законов развития. Первый из них изучал регенерацию нервных клеток, а второй — нейропластичность мозга.

В знаменитом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов доказал рефлекторный (электрический) принцип любой деятельности мозга. С помощью опытов на лягушках он показал (закон центрального торможения), что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения» по сути — рефлекс. На сегодняшний день с развитием телефонии и роботостроения уже стало известно, что в основе нейронных сетей мозга лежат такие понятия как электрическая цепь, контакты и операционные системы. Однако большинство родителей по-прежнему находится под гипнозом фармакологии и ищут в аптеке нужную таблетку для «запуска речи», от возбуждения или для «правильной психики» и для устранения параличей ребенка. Делая ЭЭГ (электроэнцефалография) ребенку, можно оценить электрическую активность мозга (норма, задержка развития и недоразвитие мозга) и тем самым понять, какую медицинскую технологию применить (лечение или реабилитация). Осуществляя инструментальный метод исследования мозга ЭЭГ, нейрофизиолог исследует регенерацию нейронов. Регенерация на ЭЭГ — это оценка зрелости мозга, которая отражается в усилении амплитуды сигналов (волны на ЭЭГ) или торможении электрической активности мозга. С помощью ЭЭГ можно оценить физическую, психическую и речевую зрелость мозга ребенка.

Ребенок рождается на свет с незрелыми — круглыми нейронами, «лысые, как бильярдный шарик». Испытывая нагрузки в родах, проходя через родовые пути, мозг ребенка начинает перестраиваться, формируя систему новых связей. Это и есть центральная нервная система (ЦНС), где двигаются электроны. Быстро растущие новые отростки (как корешки у луковицы, которую мы на уроках биологии сажали в стакан с водой) формируют новые контакты. Как в электрической цепи, эти новые синаптические контакты Павлов (Нобелевский лауреат от 1904 г.) и назвал условным рефлексом. Опыты на собаках явились тому подтверждением. Любое освоенное ребенком новое умение или навык закрепляется в этих контактах (синапсы).

Весь ХХ век был наполнен исследованиями на мозге лабораторных животных. Однако человек и его мозг — это нечто большее. Развивая идеи Сеченова и Павлова, доктор Мышляев открыл совершенно особый закон созревания мозга ребенка — это закон центрального возбуждения. Если после рождения мозг ребенка стал формироваться неверно или разрушен болезнью, то его надо перестроить или вернуться назад в «место поломки» и реконструировать старые синаптические связи (возвратный нейрогенез).

В 2007 году доктор Мышляев сделал научное открытие в области восстановительной медицины и нейрофизиологии «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека». В основе научного открытия лежит принцип единства электрических процессов (возбуждение или активация) в ЦНС в ходе родов и в ходе реабилитации. Как в родах, так и в процессе реабилитации, в мозге происходят одни и те же процессы — созревание нервной системы. На ЭЭГ — это усиление электрической активности ЦНС, которое «запускает» механизмы регенерации нервных клеток и нейропластичности.

Созревание нервных клеток и формирование зрелой нервной системы происходит с помощью специальных дозированных упражнений стимулирующего характера, воздействующих на двигательный, зрительный и слуховой анализаторы. На основе научного открытия в реабилитационном центре «Родись заново» была разработана уникальная система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса с научением». Реабилитация — это лечение нагрузками. Специальные упражнения приводят к ликвидации двигательных, психических и речевых дефектов у детей. Нейропластичность — это созревание нервных клеток, рост корешков у нервных клеток и соединение их в единую электрическую цепь (нейросеть). Это и есть механизм формирования зрелой нервной системы. Таким образом, только после нагрузки формируются новые контакты в мозге или новые синапсы, или новые условные рефлексы.

Упрощая сказанное выше, можно сказать, что мозг человека или нервная ткань состоит из серого и белого вещества. Серое вещество — это нервные клетки, а белое вещество — это отростки, покрытые миелиновой оболочкой (диэлектрик или изолятор). Зрелые нервные клетки располагаются по этажам:
1) спинной мозг;
2) ствол мозга с мозжечком;
3) средний мозг;
4) промежуточный мозг;
5) подкорка;
6) кора.

В результате родовой травмы или какой-либо болезни в мозге ребенка возникает:
— дегенеративный процесс (нарушение созревания нейронов и нарушение работы всей нервной системы и искажение электрических сигналов).
— рубец (киста, глиоз, замещение нейронов на глиальные клетки или соединительную ткань, лейкомаляция, нарушение миелинизации или нарушение белого вещества мозга).

В реабилитационном центре «Родись заново» могут осуществлять возврат в место «поломки мозга» и восстанавливать незрелые нейроны. На самом деле — это перестройка корешков нервных клеток или дендритного дерева, а также синапсов на разных этажах мозга.

С помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) можно увидеть изменения электрической активности мозга на его разных этажах:
— дельта-волны — это ствол мозга с мозжечком (0,5−4 Гц);
— тета-волны — это промежуточный мозг (4−7 Гц);
— альфа-волны — это подкорка (8−13 Гц);
— бета волны — это кора больших полушарий (14−35 Гц).

Закон центрального возбуждения, открытый доктором Мышляевым, гласит, что только при возбуждении нейронов происходит их созревание. Возбуждение создается в процессе инновационной системы нейрореабилитации «Родись заново». Мы повторяем то, что не доделала природа и родители. Возбуждение в ЦНС создается с помощью специальных упражнений в отделениях адаптивно-физической, психолого-педагогической и вокально-речевой реабилитации. Эти воздействия направлены на периферический конец двигательного (мышцы), зрительного (глаза) и слухового (уши) анализатора. В процессе реабилитации (1 курс = 100 часов занятий) у ребенка с незрелым (поврежденным) мозгом происходит перестройка контактов в мозге и формирование новых связей. Это проявляется устранением двигательных, психических и речевых нарушений у ребенка. Иными словами, в процессе реабилитации осуществляется сборка новой нервной системы (как кубик Рубика): сначала нижний этаж нервной деятельности, потом средний и так по порядку — до верхнего этажа (большие полушария), т. е. перестройка высшей нервной деятельности.

В реабилитационном центре «Родись заново» эффективно помогают при неизлечимых ранее заболеваниях:
— ДЦП + нарушения речи;
— Эпилепсия + нарушения речи;
— Умственная отсталость с системным недоразвитием речи;
— Наследственные синдромы (на примере синдрома Дауна) с недоразвитием речи;
— Аутизм + недоразвитие эгоцентрической и социализированной речи.

Мозг ребёнка растет до 5 лет. Не теряйте время!