Заказать звонок
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
оставить заявку
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Запись на консультацию
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Заболевания с нарушениями речи, слуха, голоса и глотания

Причина недоразвития речи.

Почти все родители считают, что, используя классическую педагогику, показав буквы и принудительно заучив набор основных слов, можно восстановить речь у ребенка. В то же время с позиции классической медицины, по-прежнему считается, что для устранения нарушений речи используются таблетки, уколы и капельницы. Недоразвитие речи может быть как отдельным нарушением (ЗРР, ЗПР, ОНР, дизартрия, алалия и др.), так и синдромом при различных неврологических (ДЦП, эпилепсия, инсульт, гидроцефалия, микроцефалия и др.) и психиатрических (аутизм, умственная отсталость, гиперактивность, поведенческие нарушения и др.) заболеваниях.

У нас в реабилитационном центре используется другой подход. Для восстановления и развития речи детей, особенно у детей с аутизмом, мы применяем систему дозированных нагрузок (фонопедические, акустические и логопедические упражнения). Новая система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса» – это лечение дозированными нагрузками, которые в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР) применяются в отделении адаптивно-физической реабилитации (АФР), психолого-педагогической реабилитации (ППР) и вокально-речевой реабилитации (ВРР).

Жизнь у любого новорожденного человека начинается с первого крика. Если ребенок не закричал, каждая мама начинает задумываться о родовой травме у своего дитя.
Для справки. К аномалиям родовой деятельности относят:
1. Отсутствие схваток – кесарево сечение.
2. Слабость родовой деятельности: первичная, вторичная, слабость потуг.
3. Чрезмерно сильная родовая деятельность с быстрым и стремительным течением родов.
Зададим себе вопрос: что же происходит с мозгом у ребенка в период родовой деятельности?

Нейроны после «внутриутробной спячки» просыпаются. Они начинают расти (растут сами клетки, растут короткие и длинные отростки, формируются связи между нервными клетками, а также миелиновая оболочка вокруг нерва). Как электростанция, нейроны начинают генерировать электрические сигналы, которые влияют на все внешние (моторика, поведение, вокализация) и внутренние (сердцебиение, дыхание, выделение и др.) функции новорожденного. Это процесс «оживления» плода и быстрого созревания нервной системы. Как и сам новорожденный, нейроны быстро растут, растут его отростки, между нервными клетками формируются контакты (синапсы), которые и составляют основу зрелой нервной системы. Таким образом появляются первые умения. Крик, глотание, сосание – это первые умения, которые формируются сразу же после родов. С неврологической точки зрения, это характеристика в виде формирования новых синапсов, устранения патологических рефлексов в мышцах языка, глотки, формирует новые рефлексы стволовых нервов (бульбарная группа ЧМН).

Всем понятно, что первый крик младенца – главное условие его дальнейшей жизни! Однако не все знают о связи родовой деятельности с отдельными функциями черепно-мозговых нервов, которые запускают крик, сосательный, глотательный рефлексы и дальнейшее речевое развитие ребенка. В то же время основная работа ребенка в первые 6 месяцев или до первых зубиков – это кричать и плакать. Это необходимо для активации слухового анализатора (VIII пара ЧМН), слухового внимания и формирования слухо-моторной координации. Постараемся вам это объяснить, почему это так важно.
Для справки. Роды у человека – естественный физиологический процесс, завершающий беременность человека и заключающийся в появлении схваток, отхождении околоплодных вод, раскрытии шейки матки, конфигурации головки, продвижении плода по родовому каналу и в его выходе вместе с последом. Биомеханизм родов заключается в процессе адаптации положения головки плода при прохождении через различные плоскости таза. Этот процесс необходим для рождения ребенка и включает семь последовательных движений. Совокупность основных движений, совершаемых плодом при прохождении через родовые пути, называется биомеханизмом родов и включает в себя:
1. Вставление.
2. Продвижение.
3. Сгибание головки.
4. Внутренний поворот головки.
5. Разгибание головки.
6. Наружный поворот головки.
7. Сдавление головки плода, тела плода и его изгнание.
Для понимания «запуска речи» очень важно: исходное положение плода – «сед согнувшись» или эмбриональная поза, механизм поворота головы с повышением давления в полости черепа, в грудной клетке и брюшной полости в фазе изгнания из полости матки и прохождения по родовым путям. Если сказать упрощенно, что на вокально-речевой реабилитации с помощью фонопедических, акустических и логопедических упражнений активируется вся ЦНС, а также все речевые центры. Моделируя механизмы электрической активации мозга в процессе родов и его биомеханику, происходит возврат в «место поломки». Таким образом, происходит дозревание недостающих связей между этажами мозга (ствол мозга с мозжечком, средний мозг, промежуточный мозг, подкорка и кора).

Все мышцы плода к моменту родов уже сформированы. Растяжение скелетных мышц плода в процессе родов вызывает возбуждение в конкретных участках мозга (ствол мозга). Для понимания темы речи и ее развития мы будем рассматривать не только некоторые мышцы (язык, глотка и др.), но и некоторые нервы, вырастающие из мозга, а именно: IX, Х, ХI, ХII пары черепных нервов. Эти ЧМН располагаются в стволе мозга (уровень затылка и шейного отдела позвоночника). Из двенадцати пар черепно-мозговых нервов – IX, Х, ХI, ХII ЧМН, все их ядра нервов являются двигательные и являются аналогами спинно-мозговых нервов. При естественных родах происходит электрическая активация этих ядер (группа нейронов), и сразу же поле родов начинают формироваться связи внутри каждого ядра, между ядрами и миелинизация (диэлектрические свойства) этих нервов. Если внутренний или наружный поворот головки плода в процессе родов осуществляется неверно или не в полном объеме (грудинно-ключично-сосковые мышцы не растягиваются), то ядра ХI пары ЧМН остаются незрелыми (без отростков). В этом случае не формируются связи (кортико-ядерные) с нижележащим ядром XII пары ЧМН. Получается простая математика – нижние ядра IX, Х, ХI ствола мозга получают связь с высшими центрами нервной деятельности, а язык (ХII нерв) и другие мышцы глотки не управляются с уровня больших полушарий (они управляются как у животных – на уровне инстинкта). Простыми словами – не формируется связь между корой, подъязычным нервом и языком. Таким образом, связи ХII пары ЧМН или подъязычного нерва с корой и подкоркой не созревают. Если структура или конкретные нервные связи не сформирована изначально, то функция речи будет формироваться неверно. Таким образом, формируется или задержка речевого развития или вовсе – недоразвитие речи.
Для справки. Двигательное ядро IX-Х нервов является общим. Языкоглоточный и блуждающий нервы, идущие в составе обоих нервов, иннервируют мускулатуру глотки, мягкого неба, гортани и надгортанника, голосовые связки. С помощью двигательной порции блуждающего и отчасти языкоглоточного нервов осуществляется глотание, чихание, кашлевые и рвотные рефлексы.
ХI пара черепных нервов или добавочный нерв иннервирует грудинно-ключично-сосковую и трапецевидную мышцы. При участии добавочного нерва осуществляется сгибание головы вперед, поворот головы в противоположную сторону, пожимание плечами, отведение плечевого пояса кзади, приведение лопатки к позвоночнику, поднимание плеча выше горизонтали.

ХII пара черепных нервов или подъязычный нерв иннервирует мышцы языка. С его помощью осуществляется выдвижение языка вперед.

В рамках реабилитации или коррекции больным детям с незрелым мозгом нужны дозированные нагрузки (физические упражнения растягивающего характера, театрализованные игры с эмоциональными нагрузками и логопедические занятия с громким голосом). Если говорить коротко, то реабилитация – это лечение нагрузкой. Эти специальные реабилитационные занятия формируют новые связи ствола и больших полушарий головного мозга, характеризующие высшую нервную деятельность. Тренинг влияет на уровень организации нервных клеток всей ЦНС, а значит адаптацию. В случае сформировавшегося речевого (алалия, аутизм, дизартрия и другие формы общего недоразвития речи) дефекта, необходимо активировать регенерацию нервных клеток и нейропластичность, а потом заново сформировать речевое умение и навык. Таким образом, с помощью системы реабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса», ребенок учится заново говорить. Ребенок заново проходит те же нагрузки, которые он испытывает в процессе естественных родов, которые запускают процесс регенерации нейронов, созревание ствола мозга и всей ЦНС. Ребенок с незрелым (поврежденным) мозгом заново проходит все стадии речевого развития (крик, гуление, лепет, тарабарская речь, эгоцентрическая речь, монолог и диалог).

На основании научного открытия директора реабилитационного центра Мышляева С.Ю. «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека» разработана новая технология – система нейрореабилитации «Родись заново». У больных детей, используя эту систему, вновь вырастут отростки у нервных клеток, сформируются контакты между нейронами (синапсы), а также связи с высшими отделами мозга. Таким образом, заново формируется вся нейронная сеть мозга (ЦНС) или горизонтальные, вертикальные связи между нервными клетками в мозге. После реабилитационных занятий, которые можно назвать как лечение нагрузкой, заново будет формироваться миелиновая оболочка ХII пары ЧМН (белок миелин изолирует этот нерв, что создает основу для быстрой передачи электрического импульса к языку). Диэлектрическая способность этой миелиновой оболочки позволяет электрическому импульсу от центра, т.е. от мозга, дойти до периферии, т.е. до мышц языка, глотки и носоглотки. Только так восстанавливаются стато-моторные (позные рефлексы) и коммуникативные (вокально-речевые) умения и навыки. На сегодняшний день можно убедительно сказать, что нервные клетки восстанавливаются. Конечно, это восстановление происходит не быстро, а постепенно (после нескольких курсов реабилитации).

Используя инновационную систему нейрореабилитации «Родись заново», ваши дети смогут говорить и стать полноценными членами общества.