При реабилитации детей с незрелым или поврежденным мозгом, у которых имеются интеллектуальные или поведенческие нарушения, такие как гипервозбудимость, задержка психического развития, аутизм и другие психосоматические расстройства, часто применяют психотропные средства. Фармакологический подход преобладает благодаря своей простоте: дал таблетку, и симптомы ушли или затормозилась центральная нервная система. Однако в этом случае забывают о самом важном, о развитии психики ребенка, включая память, волю, эмоции, мышление, характер, интеллект и др.
Д.Б. Эльконин, российский психолог, посвятил свою жизнь исследованию детской игры и ее роли в психическом развитии ребенка. С 1930-х годов он разрабатывал принципы детской игры, и в 1940 году опубликовал свою первую монографию «Психология игры». По его мнению, игровая деятельность — это ключ к психическому развитию ребенка.
Психическое развитие ребенка проходит три этапа:
1. Инстинкт — врожденная программа поведения,
2. Сознание — понимание окружающего мира,
3. Личность — отношение к другим людям и самому себе.
Сначала формируется импринтинг — запечатление всех внешних раздражителей (свет, звук, вкус, запах) после рождения, что также включает установление ритма сна и бодрствования.
Далее идет этап формирования сознания, когда ребенок начинает понимать обращенную речь. В этот период важную роль играет воспитание через игру. Пропустив этап игры, ребенок остается незрелым, особенно если у него есть психо-неврологические заболевания.
Сначала у новорожденного развиваются примитивные эмоции. Ребенок играет со своим телом, а затем с игрушками, переживая весь спектр чувств от страха до восторга.
Игра учит ребенка испытывать и преодолевать страх — охранительную эмоцию, необходимую для избежания опасных ситуаций. В дальнейшем нужно научиться преодолевать свои страхи, иначе они будут сопровождать человека всю жизнь. Таблетками такие механизмы не построишь.
Игра имеет пять основных функций:
1. Развитие базовых эмоций и управление чувствами,
2. Физическое воспитание и формирование выносливости,
3. Развитие эгоцентрической речи (разговор с самим собой),
4. Переход от суженного к ясному сознанию,
5. Организация детской жизни.
Одним из методов работы с детьми является сказкотерапия (или игра), где всегда присутствуют животные, а также борьба между добром и злом сказочных персонажей (Дед Мороз со снегурочкой, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и др.).
Основными средствами психолого-педагогической реабилитации являются театрализованные упражнения. Эмоциональная нагрузка в разных жанрах может состоять просто — из рассказа сюжета, формирования каких-либо ролей и доводиться до уровня трагедии. В игре, во время гибели героя, регулируются все эмоции, вплоть до аффекта (бурные эмоции и психо-моторное возбуждение).
Современные исследования подтверждают, что игра и сказкотерапия стимулируют электрическую активность мозга и формирование новых нейронных связей. Это помогает детям с аутизмом развивать эмоции, преодолевать страхи, уменьшать гиперактивность и улучшать взаимодействие с другими детьми.
Постепенно у ребенка формируется сознание, переходящее от суженного к ясному, что приводит к устранению страхов, агрессии и аутоагрессии.
Становясь старше, подросток накапливает знания и опыт, формируя свою личность. Сознание уходит в долговременную память, и на его основе формируется самосознание.
Важно отметить, что родители часто пропускают этап игры, переходя сразу к обучению, что является большой ошибкой. К. С. Станиславский, российский теоретик театра, говорил о пяти составляющих театра: свет, декорации, музыка, костюмы и игра. Именно в процессе игры ребенок начинает понимать свои эмоции, сравнивать себя с другими и осознавать своё «Я».
Таким образом, игра и сказкотерапия являются основными механизмами развития психики и познания мира у детей, особенно важных для детей с аутизмом.
*Советуем почитать Д. Б. Эльконин «Психология игры».
Д.Б. Эльконин, российский психолог, посвятил свою жизнь исследованию детской игры и ее роли в психическом развитии ребенка. С 1930-х годов он разрабатывал принципы детской игры, и в 1940 году опубликовал свою первую монографию «Психология игры». По его мнению, игровая деятельность — это ключ к психическому развитию ребенка.
Психическое развитие ребенка проходит три этапа:
1. Инстинкт — врожденная программа поведения,
2. Сознание — понимание окружающего мира,
3. Личность — отношение к другим людям и самому себе.
Сначала формируется импринтинг — запечатление всех внешних раздражителей (свет, звук, вкус, запах) после рождения, что также включает установление ритма сна и бодрствования.
Далее идет этап формирования сознания, когда ребенок начинает понимать обращенную речь. В этот период важную роль играет воспитание через игру. Пропустив этап игры, ребенок остается незрелым, особенно если у него есть психо-неврологические заболевания.
Сначала у новорожденного развиваются примитивные эмоции. Ребенок играет со своим телом, а затем с игрушками, переживая весь спектр чувств от страха до восторга.
Игра учит ребенка испытывать и преодолевать страх — охранительную эмоцию, необходимую для избежания опасных ситуаций. В дальнейшем нужно научиться преодолевать свои страхи, иначе они будут сопровождать человека всю жизнь. Таблетками такие механизмы не построишь.
Игра имеет пять основных функций:
1. Развитие базовых эмоций и управление чувствами,
2. Физическое воспитание и формирование выносливости,
3. Развитие эгоцентрической речи (разговор с самим собой),
4. Переход от суженного к ясному сознанию,
5. Организация детской жизни.
Одним из методов работы с детьми является сказкотерапия (или игра), где всегда присутствуют животные, а также борьба между добром и злом сказочных персонажей (Дед Мороз со снегурочкой, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и др.).
Основными средствами психолого-педагогической реабилитации являются театрализованные упражнения. Эмоциональная нагрузка в разных жанрах может состоять просто — из рассказа сюжета, формирования каких-либо ролей и доводиться до уровня трагедии. В игре, во время гибели героя, регулируются все эмоции, вплоть до аффекта (бурные эмоции и психо-моторное возбуждение).
Современные исследования подтверждают, что игра и сказкотерапия стимулируют электрическую активность мозга и формирование новых нейронных связей. Это помогает детям с аутизмом развивать эмоции, преодолевать страхи, уменьшать гиперактивность и улучшать взаимодействие с другими детьми.
Постепенно у ребенка формируется сознание, переходящее от суженного к ясному, что приводит к устранению страхов, агрессии и аутоагрессии.
Становясь старше, подросток накапливает знания и опыт, формируя свою личность. Сознание уходит в долговременную память, и на его основе формируется самосознание.
Важно отметить, что родители часто пропускают этап игры, переходя сразу к обучению, что является большой ошибкой. К. С. Станиславский, российский теоретик театра, говорил о пяти составляющих театра: свет, декорации, музыка, костюмы и игра. Именно в процессе игры ребенок начинает понимать свои эмоции, сравнивать себя с другими и осознавать своё «Я».
Таким образом, игра и сказкотерапия являются основными механизмами развития психики и познания мира у детей, особенно важных для детей с аутизмом.
*Советуем почитать Д. Б. Эльконин «Психология игры».