Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
оставить заявку
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Запись на консультацию
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Психические заболевания и нарушения поведения, интеллекта, памяти, внимания, эмоций

Умственная отсталость и нарушение речи. Новые принципы.

Мало кто на сегодняшний день не знает, что такое коррекционный детский сад или коррекционная школа. В этих учреждениях происходит воспитание и обучение детей с различными дефектами развития, в том числе и детей с нарушениями речи и умственной отсталостью. Это самая сложная группа детей, так как работа мозга (здорового или больного) на сегодня остается не совсем понятной. Такие дети с поврежденным или незрелым мозгом внешне похожи на нас, но они с детства меньше понимают, у них нарушено поведение и речь. Некоторые обладают специфической внешностью и отличаются общей задержкой умственного развития. Но в то же время некоторые процессы интеллекта у них бывают особо развиты.

Тема коррекции относится к педагогике, а специалисты, которые здесь работают, именуют себя дефектологами. Как и хирургия, олигофренопедагогика прошла все исторические периоды развития, от естественного отбора, игнорирования, отрицания, недоверия до внедрения новых высоких технологий. Совсем недавно, в начале ХХ в. Нобелевский лауреат от 1904 г. по физиологии и медицине — И. П. Павлов, рассказал об этом.

Употребляя понятия 1-я и 2-я сигнальные системы, он использовал термины: РЕФЛЕКС — ИНСТИКТ — СОЗНАНИЕ — ЛИЧНОСТЬ. Границей между инстинктом и сознанием является речь. Поведение на уровне инстинкта не подразумевает общение в обществе, а при суженном сознании — искаженное общение. Надо признать, что личности у этих больных людей нет. Из-за повреждения или незрелости мозга поведение и общение такого человека остается несовершенным.

Уже в ХХI в. общество выработало стратегию в отношении таких детей. На сегодняшний день, в воспитании и обучении таких детей используются педагогические технологии обучения, но меньшие по объему и по времени. Занятия идут не 45 минут, а 30 минут, количество информации на 50% снижено. Сколько выучил, столько и останется в его памяти. Основным принципом считается — приспособление не сколько к обществу, а к своему психическому или речевому дефекту. В общей модели реабилитация — это технологии социальной и педагогической реабилитации.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, который включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе, на получение необходимого образования.

Во всех этих определениях описано взаимодействие с человеком на уровне личности. А что делать, если личности нет. Сначала нужно понять, как управляется мозг и как управляется двигательная сфера, психика и речь инвалида с психическим или речевым дефектом. Чем ИНСТИНКТ отличается от СОЗНАНИЯ и СОЗНАНИЕ от ЛИЧНОСТИ. Надо сказать, что мозг состоит из триллиона нервных клеток. Если нарушены нервные клетки и длинные отростки нейронов (аксоны), то это неврологическая патология, а если повреждены нервные клетки и их короткие отростки нейронов (дендриты), то это психиатрическая патология. С медицинской точки зрения под умственной отсталостью понимается большая группа заболеваний, где имеется недоразвитие мозга или его повреждение. Если нейроны остаются незрелыми, то психиатры используют слова — органика или органическое заболевание мозга. И в том и другом случае имеются двигательные, психические и речевые нарушения. Так, например, при олигофрении акцент делается на интеллекте и обучаемости, хотя могут быть выражены и речевые нарушения. В этом случае медикаменты не помогают, для формирования новых условных рефлексов надо использовать принципы медицинской реабилитации.

МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — это комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса организма, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

Каждое направление должно быть хорошо организовано. В ХХI веке количество неврологических и психиатрических заболеваний резко возрастает, поэтому акцент делается на медицинскую реабилитацию. Медицинская реабилитация — это восстановление утраченных или несформированных функций и делается это не с помощью таблеток и уколов, а с помощью упражнений (физических, психологических и вокально-речевых). В этой сложной мультидисциплинарной работе участвуют врачи (невролог, психиатр, врач ЛФК, психотерапевт) и педагоги (логопед, психолог, тренер, дефектолог, нейропсихолог). Порой медицинская реабилитация может длиться не один год. До тех пор, пока мозг (нейросеть или синаптическая связь между нейронами) не будет зрелым, проводить педагогическую и социальную реабилитацию очень сложно, а часто и не имеет смысла. Таким образом, для успешного развития психических функций, необходимо идти последовательно, сначала медицинская реабилитация, а потом все остальное.

Так, в ХIХ и ХХ в. в процессе организации хирургической помощи сформировались основные принципы: асептика и антисептика, удаление патологической ткани (формирование анатомической целостности), наркоз (реанимация) и антибиотикотерапия.

Также, как и в хирургии при формировании общей модели медицины, в ХХI в. стали формироваться принципы реабилитации:
1. Теория нервизма Павлова (активация ЦНС, регенерация; нейропластичность);
2. Не приспособление к дефекту (двигательный, психический, речевой), а его разрушение (разрушение патологических рефлексов);
3. Принцип развития (формирование новых условных рефлексов, умений и навыков);
4. Принцип тренировки с нагрузками (адаптивно-физическая, психолого-педагогическая и вокально-речевая реабилитация).