Неврологические заболевания и нарушения движения, мышечного тонуса, походки и координации

Ещё раз про ДЦП

2024-09-10 14:03
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это стойкое поражение головного мозга, возникающее до родов, во время родов, либо сразу после них. Заболевание проявляется преимущественно двигательными нарушениями (параличами, нарушением координации, непроизвольными движениями).

ДЦП можно рассматривать как многофакториальное заболевание. Наряду с двигательными нарушениями (параличи, насильственные движения, нарушение координации движений, задержка моторного развития с сохранением примитивных рефлексов и формированием патологических позных установок) часто отмечается задержка психического развития с формированием умственной отсталости, аутизм, эпилептические припадки, глазодвигательные нарушения (косоглазие, нистагм, паралич взора).

Клинические проявления многообразны и зависят от характера и степени нарушения развития и патологических изменений мозга. Выделяют шесть основных форм ДЦП:
1. Спастическая диплегия (болезнь Литтла).
2. Гемиплегическая форма.
3. Двойная гемиплегия.
4. Гиперкинетическая форма.
5. Атактическая форма.
6. Атонически-астатическая форма.

Разберем каждое слово диагноза.

Детский.
Каждый из нас был когда-то маленькой клеткой. Эта клетка многократно делилась, разворачивая генетическую программу развития. Образовывались ткани, органы, главным из которых является гениально прекрасный головной мозг. Уже к моменту рождения человек обладает сложным совершенным организмом. Но еще в утробе малыша поджидают многочисленные опасности. Анемия беременных, токсикоз, угроза выкидыша, все это приводит к кислородному голоданию плода. Больше всего от этого страдают клетки мозга. А есть еще внутриутробные инфекции, неблагоприятная экология, нездоровый образ жизни. Поэтому к материнству лучше подготовиться. Все, что касается здоровья матери, касается и здоровья малыша.
Роды. Преждевременные. И ребенок рождается незрелым. Затяжные роды. Через плаценту кислород уже не поступает, а собственные легкие еще не дышат, что ведет к длительной гипоксии мозга. Родовая травма. Механическое повреждение мозга. К счастью, она бывает относительно редко.
Первые месяцы жизни. Детские инфекции, недостаточная стимуляция, необходимая для развития ребёнка (особенно, если уже имели место выше перечисленные факторы).

Церебральный.
Все указанные выше причины приводят к тому, что структуры мозга развиваются недостаточно и неравномерно. Болезнь у ребенка в голове!

Паралич.
Основным проявлением болезни является нарушение двигательных функций. Параличи (спастические или смешанные), патологические непроизвольные движения (синкинезии, гиперкинезы), нарушение координации и равновесия. Редко бывает общее снижение мышечного тонуса. Конкретная форма заболевания зависит от того, какая область мозга оказалась неразвитой. Задержка психического, речевого развития, судорожные припадки в данном случае вторичны. Вторичным является и развитие контрактур (тугоподвижности в суставах).

Что делать? Обо все по порядку.

Медикаменты. Они либо улучшают кровоснабжение мозга, либо стимулируют уже существующие нервные клетки (ноотропы), либо являются кормом для нейронов (витамины, аминокислоты, комплексы биологически активных веществ). На фоне их приема возможно улучшение работы мозга, но это временно, поскольку мозг как был неразвитым, так им и остался.

Физиопроцедуры. Ванны, аппликации, электропроцедуры. Невредно. Это создает благоприятный фон. Особенно в умных руках. Но это лишь вспомогательный метод.

Операции по подрезанию сухожилий и мышц для устранения контрактур. После них действительно возможно некоторое улучшение движений. Но паралич остается на прежнем уровне. Помним - болезнь у ребенка в голове!

Ботокс. Устраняет спастику, что позволяет реализовать те двигательные способности, которым она мешала. Метод временный. Говоря предельно просто, поверх спастического паралича накладывается паралич вялый. Сами понимаете, что это не от хорошей жизни.

Технология стволовых клеток. Очень дорогая. Основные трудности: стволовые клетки трудно доставить и удержать в нужном месте (неразвитые области мозга), новые клетки трудно заставить встроиться в уже существующие нейронные сети (а без этого они работать не будут).

А способен ли мозг сам восполнять свой дефект, имеет ли он собственные «стволовые клетки»? В 1986 г В.Гамбургер и Рита Леви-Монтальчини получили Нобелевскую премию за открытие фактора роста нейрона. А если формируется структура, то восстанавливается и функция, и наоборот. Иными словами, нужно разбудить «спящие нейроны» мозга и заставить их развиваться.

Такой подход к проблеме используется в нашем реабилитационном центре. В 2007 году доктор Мышляев сделал научное открытие в области восстановительной медицины и нейрофизиологии «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека». На сегодняшний день можно убедительно сказать, что нервные клетки восстанавливаются. В основе научного открытия лежит принцип единства электрических процессов в ЦНС (центральная нервная система) в ходе родов и в ходе реабилитации. Как в родах, так и в процессе реабилитации в мозге происходят одни и те же явления – это усиление электрической активности ЦНС, которое «запускает» механизмы регенерации нервных клеток и нейропластичности.

Это открытие послужило основой для разработки уникальной системы нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса» с применением естественных развивающих факторов, главный из которых – статическая дозированная стимуляция опорно-двигательного аппарата. Предварительно в нашем центре проводится многоплановая диагностика: невролог, психолог, психиатр, фониатр-логопед, ЭЭГ. Медицинский контроль сопровождает пациента на протяжении всего курса реабилитации. Работу с пациентом ведут опытные специалисты-реабилитологи.

Важно отметить, что чем раньше начата реабилитация, тем скорее и полнее наступают положительные изменения, так система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса» действует в союзе с естественными процессами роста и созревания детского организма. Сам собой напрашивается вывод, что работает только такой подход, который развивает структуру мозга. При этом результат получается стабильным.