Заказать звонок
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
оставить заявку
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Запись на консультацию
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Психические заболевания и нарушения поведения, интеллекта, памяти, внимания, эмоций

ЗПР. Родом из детства

В чем различие между нормальным развитием и патологией? Давайте разберемся в этих важных аспектах, чтобы каждый малыш смог раскрыть свой потенциал в полной мере, а родители более ясно определить, когда их ребенку необходима дополнительная поддержка.

В ходе развития ребенок проходит несколько стадий:
1. Импринтинг (первые 6 месяцев жизни, когда формируются первые впечатления от окружающего мира: свет, звук, гравитация, запах, тактильные ощущения и ощущения движения).
2. Воспитание (с 1 года до 6 лет, происходит через игровую деятельность).
3. Обучение (в школе, осуществляется через учебные занятия).

Таким образом, сразу после рождения у ребенка происходит три этапа развития на уровне инстинкта, сознания и личности.

На первом этапе у новорожденного сохраняются патологические рефлексы, проявляющиеся повышенным тонусом скелетных мышц и восприятием раздражителей через различные чувственные системы (двигательную, зрительную, слуховую и т. д). На этом этапе ребенок еще не ходит, не понимает происходящего, не испытывает страха. Он активно спит, ест и издает звуки.

На втором этапе активно развивается выносливость, двигательные навыки (ходьба, ловкость и т. д.), эмоциональная сфера, ребенок начинает играть сам с собой, появляется эгоцентрическая речь (разговор с самим собой). Он начинает осознавать мир и испытывать страх. Это естественная стадия психического развития, где страх, самостоятельная игра и внутренняя речь играют важную роль.

На третьем этапе формируется общая физическая подготовка, дети начинают заниматься спортом, формируется характер и интеллект. Ребенок активно использует речь, развивается коммуникативность, что является проявлением социализированной речи (монолог и диалог).

В каждом периоде развития важно различать понятия:
1. Норма;
2. Задержка развития (лёгкие нарушения);
3. Недоразвитие различных функций ребенка (тяжёлые нарушения).

Норма.
Норма — это обычный диапазон значений какой-либо характеристики, основанный на усредненных показателях. Врачи оценивают развитие ребенка, сравнивая его физическое, психическое и речевое развитие с нормативами для его возраста. Своевременно заметить отклонения у ребенка родители могут самостоятельно.

Задержка развития.
Задержка развития означает, что ребенок отстает в своем развитии от ожидаемых темпов в области двигательных навыков (ходьба, координация), умственных способностей (память, мышление, эмоции) и речи (монолог и диалог).

Недоразвитие мозга.
Недоразвитие мозга может проявляться в отсутствии определенных функций. Это могут быть проблемы с тонусом мышц и движениями (параличи, нарушение ходьбы, координации), интеллектом и эмоциями (не понимает, не играет, не смотрит в глаза) или речью (отсутствие самой речи, нет понимания обращенной речи).

Врачи используют Международную Классификацию Болезней (МКБ-10), чтобы определить тип и степень недоразвития, а педагоги используют свою терминологию-задержка развития (ЗФР, ЗПР, ЗРР).

Задержка физического развития (ЗФР).
Это временное отставание в развитии двигательных навыков. Ребенок может начать держать голову, ползать или ходить позже, чем ожидается.

Задержка психического развития (ЗПР).
Проявляется проблемами с памятью, мышлением, поведением, эмоциями, гиперактивностью со снижением внимания либо чрезмерной медлительностью, снижением зрительного и слухового внимания, отклонениями формирующегося характера, неуспеваемостью в школе. Это состояние находится ниже возрастной нормы.

Задержка речевого развития (ЗРР).
Это отставание в развитии речи. Ребенок может не достигать ожидаемых навыков, таких как лепет, произнесение слов или формирование предложений. Различают несколько видов задержек, такие как медленный темп речи, аграмматизмы, забывание слов, заикание и другие нарушения коммуникаций.

Сразу после рождения можно оценить структуру того или иного органа, а также его функционирование. Допустим, определив структуру внутренних органов, можно определить, насколько хорошо они функционируют (сердцебиение, дыхание, мочеиспускание и т. д.). Для примера: глаз является структурой, а его функция-видение. Аналогично, мозг является структурой, а его функция включает в себя движение, психику и речь.

В рамках нейрореабилитации по системе «Родись заново!» проводятся индивидуальные занятия, которые особенно полезны для детей с тяжелыми заболеваниями, такими как алалия, ОНР (общее недоразвитие речи), бульбарный синдром, аутизм, умственная отсталость с аутическими чертами, РАС, эпилепсия, ДЦП, аномалии развития мозга, гидроцефалия, спинальная мышечная атрофия и др. Эта система также эффективна при наследственных патологиях с моторными, психическими и речевыми нарушениями.

При всех выше приведенных заболеваниях у детей имеются различные речевые нарушения; от ЗРР, общего недоразвитие речи, до полного отсутствия речи.

Согласно порядку медицинской реабилитации для детей, установленному в России в 2021 году, реабилитация должна начинаться немедленно после выявления патологии или задержек развития. Она мультидисциплинарная, что означает привлечение различных специалистов для разработки индивидуальной программы реабилитации (невролог, психиатр, врач ЛФК, врач функциональной диагностики-ЭЭГ, нейропсихолог, логопед-дефектолог).

Каждый малыш развивается в своем темпе. Но надо помнить, что до пяти лет мозг ребенка находится в процессе активного роста и формирования. Поэтому, если вы заметили или даже подозреваете какое-либо отставание в его развитии, обращайтесь за помощью! Мы здесь, чтобы поддержать вас и вашего малыша на пути к здоровому будущему.