Чтобы ребенок стал успешным и благополучным в современном обществе, надо чтобы он обладал многими знаниями и умениями. Особенно важно, чтобы у него была грамотная и красивая речь, т. е. чтобы он был силен в риторике и красноречии. Зачастую бывает, что не выявляются вовремя проблемы нарушений речи у детей.
Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.
Грамотные, внимательные родители задаются вопросом, почему ребёнок «молчит», уже тогда, когда замечают у него отсутствие лепета, гуления или наличие слабого крика. Менее осведомлённые обращаются к специалистам гораздо позже, когда ребёнок уже должен говорить слова или фразы.
Когда ребёнок должен начать говорить? К 9-месячному возрасту он должен понимать простые инструкции: «Где часы? Где мама?» В 1 год ребенок должен произносить 5 — 10 простых слов и знать названия 200 предметов (мама, мишка, чашка, кровать, гулять и т. д.). В 2 года в речи ребёнка появляются простые предложения, словарный запас увеличивается до 50−100 слов. В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу. А к 4 — 4,5 годам речь должна быть чёткой и грамотной.
Задерживаться речевое развитие может на любом из этих этапов. Часто родители говорят: «Он у меня такой упрямый, не хочет говорить, ленивый». Но они ошибаются, их ребёнок не понимает человеческую речь. Некоторые дети даже не откликаются на своё имя. При наиболее тяжёлых речевых диагнозах (сенсорная алалия) ребёнку дают инвалидность.
В чём же причина задержки или отсутствия речи? Традиционно идут к логопеду. Но логопед — это учитель. Почему самый замечательный учитель в школе не может сделать всех своих учеников отличниками? Потому что у всех детей разная зрелость мозга, разное исходное состояние, на которое накладываются знания. Надо помочь мозгу «дозреть». Логопед может исправить «фефекты фикции» (дефекты дикции), как сказал герой Ролана Быкова, но это лишь верхушка айсберга. Уже давно известно, что языком управляет центральная нервная система. Следовательно, проблема кроется не в самом языке, а в неполноценности и незрелости речевых структур головного мозга. Надо в первую очередь лечить, а потом уже учить.
Одним из последних научных достижений в изучении мозга человека является открытие особого свойства мозга — пластичности. Нейропластичность мозга — это способность мозга изменять свою структуру и функцию под влиянием длительных внешних воздействий или стимулов (зрительных, слуховых, двигательных), которые создают сами родители или специалисты-реабилитологи.
При отсутствии стимуляции развитие мозга останавливается или замедляется. Такие изменения могут быть также от вредных факторов в период беременности, перенесённых заболеваний или травматического повреждения головного мозга.
Механизмы, ответственные за пластичность, различны, чаще всего они связаны с активацией фактора роста нервных клеток, открытые Ритой Монтальчини и Виктором Гамбургером (Нобелевские лауреаты 1985 г.) и других белков. Удалось расшифровать последовательность сигналов от ядра, от мембраны к геному нервной клетки, работающих при обучении. И один из пионеров в этих исследованиях, американский нейробиолог Эрик Кендел из Колумбийского университета, получил Нобелевскую премию в 2000 г. за расшифровку этого каскада. В ХХI в. доказано, что рост нейронов также связан с электрической активностью этих нервных клеток мозга, которая измеряется с помощью ЭЭГ.
Таким образом, нейропластичность позволяет нервным клеткам речевых зон мозга восстанавливаться как анатомически (структура клетки), так и функционально, а также создавать новые связи между ними. В итоге — восстанавливается речевая функция и ребенок начинает говорить.
Пластичностью мозга можно управлять. В 2007 году директор Реабилитационного ц6ентра «Родись заново» Мышляев С. Ю. сделал научное открытие в области восстановительной медицины и нейрофизиологии «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека». В основе научного открытия лежит принцип единства электрических процессов в ЦНС (центральная нервная система) в ходе родов и в ходе реабилитации. Как в родах, так и в процессе реабилитации в мозге происходят одни и те же явления — это усиление электрической активности ЦНС, которое «запускает» механизмы регенерации нервных клеток и нейропластичности, тем самым «неработающие» клетки головного мозга начинают функционировать. Это происходит с помощью специальных дозированных занятий и упражнений стимулирующего характера, воздействующих на двигательный, зрительный и слуховой анализатор. На основе научного открытия в нижегородском реабилитационном центре была разработана уникальная система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса», которая позволяет управлять регенерацией нервных клеток мозга и нейропластичностью, что приводит к ликвидации различных двигательных, психических и речевых дефектов.
Чем раньше выявлено отставание в речевом развитии, тем быстрее ребёнку можно помочь. Речь составляет часть интеллекта. А школьные программы в последнее время всё сложнее и изощреннее. Помогите своему ребёнку не отстать от других, взять хороший старт. Вы можете показать своего ребёнка логопеду в поликлинике по месту жительства, в развивающих центрах, в частных клиниках. Но в тяжелых случаях поможет только комплексная реабилитация в виде адаптивно-физической, психолого-педагогической и вокально-речевой реабилитации.
Сейчас в обществе преобладает «фармакологический бум». Больные стремятся во что бы то ни стало найти «волшебную таблетку», чтобы восстановить утраченную или несформировавшуюся неполноценность мозга. Однако лекарства от незрелости мозга не существует. Ни одна таблетка не способна заставить правильно сформироваться нужные связи между клетками головного мозга.
В восстановлении незрелых или поражённых мозговых структур, отвечающих за речь — суть нейрореабилитации речи. Такая система реабилитации применяется в Нижегородском реабилитационном центре «Родись Заново».
Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.
Грамотные, внимательные родители задаются вопросом, почему ребёнок «молчит», уже тогда, когда замечают у него отсутствие лепета, гуления или наличие слабого крика. Менее осведомлённые обращаются к специалистам гораздо позже, когда ребёнок уже должен говорить слова или фразы.
Когда ребёнок должен начать говорить? К 9-месячному возрасту он должен понимать простые инструкции: «Где часы? Где мама?» В 1 год ребенок должен произносить 5 — 10 простых слов и знать названия 200 предметов (мама, мишка, чашка, кровать, гулять и т. д.). В 2 года в речи ребёнка появляются простые предложения, словарный запас увеличивается до 50−100 слов. В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу. А к 4 — 4,5 годам речь должна быть чёткой и грамотной.
Задерживаться речевое развитие может на любом из этих этапов. Часто родители говорят: «Он у меня такой упрямый, не хочет говорить, ленивый». Но они ошибаются, их ребёнок не понимает человеческую речь. Некоторые дети даже не откликаются на своё имя. При наиболее тяжёлых речевых диагнозах (сенсорная алалия) ребёнку дают инвалидность.
В чём же причина задержки или отсутствия речи? Традиционно идут к логопеду. Но логопед — это учитель. Почему самый замечательный учитель в школе не может сделать всех своих учеников отличниками? Потому что у всех детей разная зрелость мозга, разное исходное состояние, на которое накладываются знания. Надо помочь мозгу «дозреть». Логопед может исправить «фефекты фикции» (дефекты дикции), как сказал герой Ролана Быкова, но это лишь верхушка айсберга. Уже давно известно, что языком управляет центральная нервная система. Следовательно, проблема кроется не в самом языке, а в неполноценности и незрелости речевых структур головного мозга. Надо в первую очередь лечить, а потом уже учить.
Одним из последних научных достижений в изучении мозга человека является открытие особого свойства мозга — пластичности. Нейропластичность мозга — это способность мозга изменять свою структуру и функцию под влиянием длительных внешних воздействий или стимулов (зрительных, слуховых, двигательных), которые создают сами родители или специалисты-реабилитологи.
При отсутствии стимуляции развитие мозга останавливается или замедляется. Такие изменения могут быть также от вредных факторов в период беременности, перенесённых заболеваний или травматического повреждения головного мозга.
Механизмы, ответственные за пластичность, различны, чаще всего они связаны с активацией фактора роста нервных клеток, открытые Ритой Монтальчини и Виктором Гамбургером (Нобелевские лауреаты 1985 г.) и других белков. Удалось расшифровать последовательность сигналов от ядра, от мембраны к геному нервной клетки, работающих при обучении. И один из пионеров в этих исследованиях, американский нейробиолог Эрик Кендел из Колумбийского университета, получил Нобелевскую премию в 2000 г. за расшифровку этого каскада. В ХХI в. доказано, что рост нейронов также связан с электрической активностью этих нервных клеток мозга, которая измеряется с помощью ЭЭГ.
Таким образом, нейропластичность позволяет нервным клеткам речевых зон мозга восстанавливаться как анатомически (структура клетки), так и функционально, а также создавать новые связи между ними. В итоге — восстанавливается речевая функция и ребенок начинает говорить.
Пластичностью мозга можно управлять. В 2007 году директор Реабилитационного ц6ентра «Родись заново» Мышляев С. Ю. сделал научное открытие в области восстановительной медицины и нейрофизиологии «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека». В основе научного открытия лежит принцип единства электрических процессов в ЦНС (центральная нервная система) в ходе родов и в ходе реабилитации. Как в родах, так и в процессе реабилитации в мозге происходят одни и те же явления — это усиление электрической активности ЦНС, которое «запускает» механизмы регенерации нервных клеток и нейропластичности, тем самым «неработающие» клетки головного мозга начинают функционировать. Это происходит с помощью специальных дозированных занятий и упражнений стимулирующего характера, воздействующих на двигательный, зрительный и слуховой анализатор. На основе научного открытия в нижегородском реабилитационном центре была разработана уникальная система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса», которая позволяет управлять регенерацией нервных клеток мозга и нейропластичностью, что приводит к ликвидации различных двигательных, психических и речевых дефектов.
Чем раньше выявлено отставание в речевом развитии, тем быстрее ребёнку можно помочь. Речь составляет часть интеллекта. А школьные программы в последнее время всё сложнее и изощреннее. Помогите своему ребёнку не отстать от других, взять хороший старт. Вы можете показать своего ребёнка логопеду в поликлинике по месту жительства, в развивающих центрах, в частных клиниках. Но в тяжелых случаях поможет только комплексная реабилитация в виде адаптивно-физической, психолого-педагогической и вокально-речевой реабилитации.
Сейчас в обществе преобладает «фармакологический бум». Больные стремятся во что бы то ни стало найти «волшебную таблетку», чтобы восстановить утраченную или несформировавшуюся неполноценность мозга. Однако лекарства от незрелости мозга не существует. Ни одна таблетка не способна заставить правильно сформироваться нужные связи между клетками головного мозга.
В восстановлении незрелых или поражённых мозговых структур, отвечающих за речь — суть нейрореабилитации речи. Такая система реабилитации применяется в Нижегородском реабилитационном центре «Родись Заново».