Заказать звонок
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
оставить заявку
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Запись на консультацию
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Психические заболевания и нарушения поведения, интеллекта, памяти, внимания, эмоций

Может ли ребенок с аутизмом пойти в школу?

Чтобы пойти в школу, нужно чтобы ученик был готов к обучению. Для этого он должен обладать следующими навыками: понимать речь, пересказывать, быть дисциплинированным, выполнять задания учителя, соблюдать правила гигиены и др. Чтобы обладать этими умениями и навыками, ученик должен иметь зрелый мозг в соответствии с его возрастом.

При оценке готовности ребенка к обучению в школе (тестирование и медико-психолого-педагогическая комиссия) существуют три понятия: норма, задержка развития и недоразвитие мозга. В первом случае — это общеобразовательная школа, во втором случае — это коррекционная школа, а в третьем — необучаемый ребенок.

С позиции доказательной медицины в ХХ в. не было предложено эффективных методов восстановления детей с аутизмом. Все технологии, применяемые для восстановления детей с незрелым (поврежденным) мозгом, отличаются тем, что они, во-первых, не полностью и не активно включают системные механизмы ЦНС; во-вторых, нет многократно повторяющихся длительных воздействий; в-третьих, у этих детей не устраняют симптомы заболевания, а заставляют их приспосабливаться к собственному дефекту.

Реабилитационный центр «Родись заново» может предложить новую систему реабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса», которая восстановит незрелые структуры и несформированные функции мозга ребенка с аутизмом. Реабилитационный центр «Родись заново» работает по трем направлениям: адаптивно-физическая реабилитация, психолого-педагогическая реабилитация, вокально-речевая реабилитация. Специальные нагрузки высокой интенсивности, моделирующие родовый стресс, вызывают активацию основного рефлекса на растяжение (позно-тонические рефлексы) и рефлекса на новизну (активация слухового и зрительного внимания).

Нейрореабилитация — это не таблетки и не уколы, это «лечение нагрузкой». Интенсивность нагрузки повышается постепенно в рамках специальных упражнений (ИПР) на уровне урока, интенсивного занятия, вплоть до тренинга «до отказа патологических рефлексов». Эффективность восстановления функций у ранее неизлечимых больных составила более 80%. Это явление подтверждено в 2007 г. научным открытием (диплом № 339 от РАЕН «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека в онтогенезе»).

Надо сказать, что основная функция ЦНС — это адаптация к меняющимся нагрузкам. Дефектологи эту нагрузку называют «обогащенной средой». В процессе адаптации к этим нагрузкам у детей с незрелым (поврежденным) мозгом отмечаются биохимические и электрофизилогические изменения (гемоглобин повышается от 90−100 г/л до 140−150 г/л, как в спорте высших достижений; а амплитуда электрической активности на ЭЭГ увеличивалась от 5−20 мкВ до 100−200 мкВ, до уровня порога судорожной готовности, а потом показатели крови и мозга восстанавливались до возрастной нормы). Изменения нейрореактивности происходят путем дозированного растормаживания генератора патологически усиленного возбуждения, сформированного в результате дизонтогенеза или самого заболевания. Моделируя родовый стресс, под воздействием максимальных и предельных нагрузок на вовлеченные в патологический процесс органы и системы, заново происходит регенерация нейронов мозга, активация нейропластичности. В процессе нейрореабилитации осуществляется возврат в «место поломки мозга» или возвратный нейроонтогенез. На клеточном уровне происходит созревание нейронов на всех этажах мозга (спинной мозг, ствол мозга с мозжечком, средний мозг, промежуточный мозг, подкорка и кора) и формирование контактов между ними (синапсы), что формирует зрелую ЦНС (нейросеть).

Аутисты — это дети, которые не прошли или не завершили второй этап (эгоцентрическая речь) развития речи. Этот этап развития контролируют средний и промежуточный мозг. С позиции банальной логики им нужно заново пройти все три этапа ее формирования (1-й этап — громкая вокализация; 2-й этап — эгоцентрическая речь или речь для себя; 3-й этап — социализированная речь или речь для других). Только тогда можно «вылечить» аутизм. Применение, на сегодняшний день, медикаментозного лечения (ноотропы, нейролептики, аминокислоты и др.), физиотерапия (дельфинотерипия, электросон, транскраниальная стимуляция и др.), а также пальчиковой гимнастики и логопедического массажа, аудирования (БАК, метод Томатиса и др.), составление слов по карточкам (развитие словаря), развитие связанной речи и глобального чтения, психотерапия (АВА терапия, развивающие игры и другие подобные методы активации интеллекта) не приведут к ликвидации дефекта развития мозга. При недоразвитии мозга ребенка необходима мультидисциплинарная работа, повторяющая заново все три этапа развития естественной речи с самого рождения.

В реабилитационном центре «Родись заново» каждому пациенту предлагается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Реабилитация детей с аутизмом — это «лечение нагрузкой». ИПР — это индивидуальный набор физических, психологических и речевых упражнений высокой интенсивности. ИПР включает 100 часов реабилитационных занятий. Для достижения реальных результатов учитывается две особенности.

В первую очередь, содержание ИПР зависит: от основного клинического диагноза, от возраста, от степени его тяжести, от наличия сопутствующих заболеваний. Во-вторых, ИПР напрямую зависит от реабилитационного диагноза — степени физической, психической и речевой зрелости ребенка (оценка осуществляется по 10 балльной системе) и адаптации к физической, психологической и речевой нагрузке.

На основании результатов комплексной диагностики специалистов центра (психолог, логопед, психиатр, невролог, врач ЛФК, ЭКГ, ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий анализ крови и мочи), подробного изучения всех эпикризов, выписок из истории болезни пациента, диагностических и анамнестических данных, истории жизни и логики развития ребенка и его заболевания выставляется реабилитационный диагноз, определяется уровень физической, психической и речевой зрелости. Чем тяжелее степень повреждения (недоразвития) мозга, чем ниже степень физической, психической и речевой зрелости пациента, тем ниже реабилитационный потенциал, тем больше реабилитационных курсов ему необходимо будет пройти.

Индивидуальную программу реабилитации формирует врачебная комиссия во главе с зам. директора по лечебно-реабилитационной работе. В ней чётко прописано количество рекомендуемых часов в каждом отделении, название упражнения, форма и периодичность их проведения, вид нагрузки (урок, интенсив, тренинг «до отказа патологических рефлексов»), врачебный и педагогический контроль.

Реабилитационные занятия проходят индивидуально. Продолжительность занятия составляет 30 минут, 3 занятия в день (отделение адаптивно-физической реабилитации, отделение психолого-педагогической реабилитации, отделение вокально-речевой реабилитации). Периодичность посещения — от 3 до 6 раз в неделю. Один курс реабилитации (100 часов реабилитационных занятий) длится 4−6 недель. При непрерывности реабилитационных занятий (у приезжих пациентов) в среднем один курс — это один календарный месяц.

Отвечая на поставленный вопрос, при восстановлении возрастной зрелости мозга, ребёнок может пойти в школу. Не теряйте время, мозг ребенка растет до 5 лет.