В каждом доме, где живет неговорящий ребенок, общение выглядит по-особенному. Это мир, где правила взаимодействия отличаются от привычных нам и требуют особой чуткости и внимания.
Вот несколько рекомендаций от специалистов реабилитационного центра «Родись заново!» по организации этого непростого, но крайне важного процесса.
У ребенка с речевыми нарушениями не сформированы личностные категории — Я, МЫ, ОНИ, ТВОЙ и т.д. Поэтому при взаимодействии с ним необходимо использовать речь в третьем лице, например: «Ваня идет к маме. Ваня идет гулять. Ваня видит птичку».
Сопровождайте собственные действия, действия других и самого ребенка, а также происходящее вокруг речевыми комментариями. «Здравствуй, Ваня. Ваня пришел домой. Ваня идет в ванную. Ваня моет руки» или «Ваня слушает. Вода льется. Вода шумит». Фразы должны быть короткими, повторяющимися и с паузами.
Используйте одну и ту же речевую форму.
Речь, обращенная к ребенку, должна быть эмоциональной и интонированной. Именно такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует установление контакта с вами.
Необходимо, чтобы речь, обращенная к ребенку, была эмоциональной, с вариабельными интонациями, громкостью, тембром, с четкой и периодически утрированной артикуляцией.
В то же время повторяйте за ребенком произнесенные им звуки, слоги, слова, побуждая его вступить в примитивный диалог.
Пойте ребенку колыбельные, пестушки, потешки, используя в это время игрушки в соответствии с сюжетом песенок и потешек.
В разговоре необходимо подкреплять речь жестами. Например, если ребенок злится и хочет вас ударить, скажите коротко: «Стоп! Драться нельзя», и остановите ребенка — обнимите, прижмите к себе.
Не стремитесь требовать от ребенка речевой отдачи. Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи», «повтори»; исключите эти выражения из вашего общения с детьми.
Поощряйте любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя грамотный образец речи.
Вот несколько рекомендаций от специалистов реабилитационного центра «Родись заново!» по организации этого непростого, но крайне важного процесса.
У ребенка с речевыми нарушениями не сформированы личностные категории — Я, МЫ, ОНИ, ТВОЙ и т.д. Поэтому при взаимодействии с ним необходимо использовать речь в третьем лице, например: «Ваня идет к маме. Ваня идет гулять. Ваня видит птичку».
Сопровождайте собственные действия, действия других и самого ребенка, а также происходящее вокруг речевыми комментариями. «Здравствуй, Ваня. Ваня пришел домой. Ваня идет в ванную. Ваня моет руки» или «Ваня слушает. Вода льется. Вода шумит». Фразы должны быть короткими, повторяющимися и с паузами.
Используйте одну и ту же речевую форму.
Речь, обращенная к ребенку, должна быть эмоциональной и интонированной. Именно такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует установление контакта с вами.
Необходимо, чтобы речь, обращенная к ребенку, была эмоциональной, с вариабельными интонациями, громкостью, тембром, с четкой и периодически утрированной артикуляцией.
В то же время повторяйте за ребенком произнесенные им звуки, слоги, слова, побуждая его вступить в примитивный диалог.
Пойте ребенку колыбельные, пестушки, потешки, используя в это время игрушки в соответствии с сюжетом песенок и потешек.
В разговоре необходимо подкреплять речь жестами. Например, если ребенок злится и хочет вас ударить, скажите коротко: «Стоп! Драться нельзя», и остановите ребенка — обнимите, прижмите к себе.
Не стремитесь требовать от ребенка речевой отдачи. Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи», «повтори»; исключите эти выражения из вашего общения с детьми.
Поощряйте любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя грамотный образец речи.