Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
оставить заявку
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Запись на консультацию
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
О мозге и развитии ребёнка

Уроки биологии.

В этой статье директор центра, невролог, кандидат медицинских наук, автор научного открытия Мышляев Сергей Юрьевич, делится воспоминаниями о своих уроках биологии.

Мой отец, агроном, с детства мне рассказывал о растениеводстве, посевной и формах корешков у растений. Я навсегда запомнил, что их всего два вида: стержневая корневая система (морковь, свекла) и мочковидная корневая система (пшеница, рожь).

В то же время, изучая рост лука в разных условиях (на свету и в тени), на уроках биологии в школе, я понял, что корешки всасывают питательные вещества (работают на вход), а листья лука устремляются вверх и создают семена (работают на выход). Таким образом, в биологии сформирован закон — рост корневой системы или корешков напрямую зависит от условий внешней среды.

Бегая по полю подсолнухов, я заметил, что подсолнух меняет своё расположение от степени освещенности. В дальнейшем, изучая электрохимические процессы в живых растениях, я понял, что синтез белков, которые направляют цветок подсолнуха к свету, также зависит от внешних (электрических) стимулов.

В последующем, изучая флору (растения) и фауну (животный мир) на кафедре биологии медицинской Академии, я понял, что наследственные (генетические) проявления жизнедеятельности зависят от молекулярных реакций в организме, а приобретенные (фенотипические) проявления зависят от электрических реакций. В то же время, все анализаторы, которые развиты у человека, переводят внешнее воздействие среды в электрический сигнал.

Учась в аспирантуре на кафедре неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики, я понял, что генетика как наука разделяется на гено-тип и фено-тип. Внутриутробное развитие мозга идет по наследственной программе, однако сразу после рождения в мозге включаются другие — внешние средовые механизмы развития. Уже изучено и доказано, что нервные клетки у плода (до рождения на свет) похожи на лук (без отростков), а после родов у нервной клетки, как у лука, вырастают корешки.

Мозг человека состоит из 1012 нейронов. Сами же нервные клетки составляют серое вещество, а длинные отростки нервных клеток — белое вещество. Многочисленные исследования в области нейронаук установили, что внутриутробно развиваются сами нейроны и единственный длинный отросток (аксон). Процесс формирования контакта между нейронами и мышцами ознаменуется признаками шевеления плода (4−4, 5 внутриутробного развития), а короткие отростки или корешки (дендриты) нервных клеток развиваются сразу после рождения. У новорожденного масса мозга составляет 400 гр., а уже к 6 месяцам — масса мозга увеличивается в 2 раза и составляет 800 гр. (у взрослого масса мозга равна 1400 гр.). На сегодня доказано, что прибавка массы мозга новорожденного зависит не от размножения нейронов, а от роста коротких отростков (как рост корешков у лука на уроке биологии). В отличие от аксона, по которому нейрон отсылает от себя информацию (электрический сигнал) к мышцам, дендрит, наоборот, принимает входящую в нейрон информацию от периферического конца анализатора. Таким образом, этапы развития нервной клетки (аксоны) до рождения, в основном, направлены на формирование связей с внутренней средой (на развитие связей с внутренними органами и мышцами). Дендритное же ветвление (как корешки у лука) адресовано на формирование связей с внешней средой и реагирует на гравитацию, свет, запах, звук и др. анализаторы. Таким образом, сразу после рождения (импринтинг) можно проследить четкую последовательную связь между активацией анализаторов (воздействие на вход в мозг) и ростом дендритов (как корешков у лука). В конечном счете — это масса соответствующего отдела мозга. Все эти корешки являются не наследственными, а приобретенными — в результате стимуляции тех или иных анализаторов. Примером могут служить опыты Б. Н. Клосовского (1960), отметившего увеличение массы ствола мозга в экспериментах по стимуляции вестибулярного анализатора. Вращение новорожденных мышей (как укачивание новорожденного ребенка) на специальных площадках приводит к увеличению дендритного дерева и увеличению ствола мозга, а в конечном итоге — массы мозга.

В последующем я стал сравнивать и изучать противоположные процессы. А что, если убрать стимуляцию. В реальной жизни эти процессы обратного развития (возвратный нейроонтогенез) хорошо изучен у космонавтов и полярников. Находясь в состоянии гиподинамии у них, начинают уменьшаться (атрофироваться) дендритное дерево, разрушаются контакты (синапсы) между нейронами. Эти явления приводят к параличам и уменьшению массы мозга. Всем известен тот факт, что космонавтов выносят из капсулы (спускаемый аппарат). Из-за депривации вестибулярного и двигательного анализатора (лишение нагрузки) они утратили функцию стояния и ходьбы. В двигательном развитии они вернулись на этап новорожденного. После реабилитации их дендритное дерево и синапсы вновь восстанавливаются, и они могут заново стоять, ходить и бегать. Это и есть лечение нагрузкой или реабилитация.

Интенсивное ветвление дендритов, формирование синапсов после рождения происходит в первые 3−6 мес. после рождения. Этот рост коротких отростков не является генетической программой, а является отражением конкретного состояния внешней среды, которую создают родители. Это и есть стимуляция (активация роста корешков, как у лука) или воздействие на мышцы, глаза и уши. На этом основании первые 8−12 недель после рождения можно обозначить как очень важный (критический) период развития. Другого такого времени больше у человека не будет. Мозг, а именно корешки нервных клеток (как у лука), растут от дозированного воздействия на двигательный, зрительный и слуховой анализаторы. Покой (отсутствие тренировки) приводит к атрофии корешков.

Проанализировав, все исследования и знания на тему стимуляции развития нервной системы, стало понятно, что сформировать правильную работу мозга можно через активацию основных анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный).

Именно, этот принцип и лежит в основе подхода к реабилитации больных с проблемами нервной системы, психики и речи по системе нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса».

Суть системы заключается в том, что применяемая в процессе реабилитации «обогащённая среда» в виде дозированных физических, психических и речевых нагрузок, так же как естественный родовый стресс у младенца, имеют единый механизм запуска процессов активации.

Комплексный подход к реабилитации реализуется с помощью мультидисциплинарного подхода, то есть комплексной работы педагогов и врачей.

Реабилитация в центре «Родись заново», представляет собой:
— занятия в отделении адаптивно-физической реабилитации (АФР);
— занятия в отделении психолого-педагогической реабилитации (ППР);
— занятия в отделении вокально-речевой реабилитации (ВРР).

Таким образом, применяя физическую, психологическую и речевую нагрузку происходит активация основных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного). Именно это и приводит к восстановлению правильной работы нервной системы.