При гидроцефалии у ребенка есть все шансы вырасти полноценным дееспособным человеком и жить успешной самостоятельной жизнью. Для этого нужно установить прочный мост между нейрохирургом, который сделает необходимую операцию, и реабилитологом, который поможет мозгу восстановиться до функциональной нормы. Проблему нужно решать с двух сторон (нейрохирург-нейрореабилитолог).
Наш мозг постоянно омывается жидкостью под названием ликвор. Она создает своеобразную подушку безопасности, амортизирующую удары. В норме ликвор находится в состоянии постоянной циркуляции: спинномозговая жидкость вырабатывается и всасывается таким образом, что общий ее объем остается неизменным.
Проблемы начинаются тогда, когда возникает препятствие на пути оттока жидкости или нарушается впитывание ликвора. Происходит расширение ликворных пространств и повышение внутричерепного давления. Гидроцефалия.
В таких случаях показана операция, накладывающая дренаж для отведения избытка жидкости — шунтирование. Простыми словами — это специальная трубочка из головы (ликворные пространства) в живот (брюшина), которую хирург прокладывает под кожей.
Великий русский хирург Николай Иванович Пирогов настаивал, что правильное выхаживание больного после операции имеет не меньшее, а иногда даже большее значение, чем сама операция. Выхаживание. Какое точное слово. Пациент должен встать на свои ноги и ходить. Для этого нужна не только забота, но и тренировка. Сейчас правильнее говорить о ранней реабилитации. Ведь все те болезнетворные факторы, которые вызвали гидроцефалию, воздействовали и на сам мозг. Есть зоны повреждения, есть зоны задержки развития мозга. Развивается комплексный синдром повреждения и задержки развития мозга. Страдает моторное, психическое и речевое развитие ребенка.
Помочь такому ребенку можно и нужно. Наш мозг обладает пластичностью. Это его основное свойство. Он постоянно перестраивается. Пластичность реализуется через три механизма: перекоммутация, спраутинг и синапсогенез, нейрогенез. Эти процессы идут в мозге постоянно и ежедневно. Как активизировать этот процесс, как им управлять?
Для справки:
Перекоммутация — это адаптация центральной нервной системы к дозированным, но высоким нагрузкам. Создавая функциональную нагрузку на двигательный, зрительный, слуховой анализаторы, можно менять структуры нервной ткани. Таким образом, границы представительства нашего тела в мозге и границы представительства функций в мозге способны меняться.
Спраутинг и синапсогенез — это «разветвление» или рост новых отростков нервных клеток, а также образование новых синаптических контактов между ними. Так возникают новые нейронные сети.
Нейрогенез — это образование новых нервных клеток в поврежденных или ростковых зонах, а также миграция нейронов в наиболее «нагруженные» участки мозга.
Научные исследования показывают, что специальная гимнастика способствует активизации пластических процессов в мозге. Наилучшими в этом отношении являются такие виды двигательной активности, в которых есть статическое напряжение и растягивание мышц. Такая система разработана в Клинике «Родись заново» и успешно работает. Активизация пластических процессов в мозге приводит к его структурной перестройке, к формированию здоровых новых нейронных сетей, которые могут полноценно нести всё разнообразие функций мозга, условно разделяемых нами на движение, психику и речь. А по мере формирования здоровых нейронных сетей уже возможно совершенствование и развитие двигательных, эмоциональных, когнитивных, поведенческих и речевых умений «шунтированного» ребенка. Всё это включено в индивидуальную программу реабилитации.
Надо сказать, что существующий уровень знаний в нейронауках, а также в процессе тренировки «шунтированного» ребенка с незрелым (поврежденным) мозгом, иногда даже с эпилепсией, является абсолютной новизной. Реабилитация таких детей — это не «долечивание» или плавание с какими-либо приспособлениями. Реабилитация — это сложные мероприятия целой группой специалистов (невролог, психиатр, врач ЛФК, психолог, тренер, дефектолог, логопед). Но никто и никогда таких детей не тренировал.
Суть нейрореабилитации — это лечение дозированными нагрузками, приводящими к регенерации нервных клеток. Реабилитологи клиники с помощью новой системы «Родись заново» повторяют или моделируем нагрузку в процессе родовой деятельности. «Шунтированный» ребенок может заново пройти все этапы двигательного, психического и речевого развития.
Вот только один из примеров нейрореабилитации ребенка с гидроцефалией в нашем центре:
После первого курса годовалый малыш:
— начал держать голову
— сидеть
— появились элементы ползания
— хорошо фиксирует взгляд
— появилось слуховое внимание
— появились признаки речи
— понимает обращенную речь
— удерживает внимание
На основе научного открытия доктора Мышляева в Нижегородском реабилитационном центре была разработана уникальная система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса», которая позволяет управлять регенерацией нервных клеток и нейропластичностью, что приводит к ликвидации различных двигательных, психических и речевых дефектов у детей. Роды или родовая деятельность запускают процесс активации ЦНС и правильного формирования мозга. Если во время родов этого запуска не произошло, то можно «перезапустить» этот механизм. «Перезапустить» процесс формирования зрелого мозга возможно, «моделируя» родовой стресс. Это осуществляется с помощью «лечебных» дозированных нагрузок (физические, психические, речевые).
Повторяя этапы естественного развития (РЕФЛЕКС-ИНСТИНКТ-СОЗНАНИЕ-ЛИЧНОСТЬ), мозг ребенка «дозревает» и начинает развиваться правильно. В процессе нейрореабилитации, с помощью специальных тренировочных занятий и дозированных упражнений стимулирующего характера происходит воздействие на:
• двигательный анализатор
• зрительный анализатор
• слуховой анализатор
Таким образом, система позволяет «вернуться назад» в место поломки и «смоделировать» условия естественного созревания нервной системы, психики и речи.
Наш мозг постоянно омывается жидкостью под названием ликвор. Она создает своеобразную подушку безопасности, амортизирующую удары. В норме ликвор находится в состоянии постоянной циркуляции: спинномозговая жидкость вырабатывается и всасывается таким образом, что общий ее объем остается неизменным.
Проблемы начинаются тогда, когда возникает препятствие на пути оттока жидкости или нарушается впитывание ликвора. Происходит расширение ликворных пространств и повышение внутричерепного давления. Гидроцефалия.
В таких случаях показана операция, накладывающая дренаж для отведения избытка жидкости — шунтирование. Простыми словами — это специальная трубочка из головы (ликворные пространства) в живот (брюшина), которую хирург прокладывает под кожей.
Великий русский хирург Николай Иванович Пирогов настаивал, что правильное выхаживание больного после операции имеет не меньшее, а иногда даже большее значение, чем сама операция. Выхаживание. Какое точное слово. Пациент должен встать на свои ноги и ходить. Для этого нужна не только забота, но и тренировка. Сейчас правильнее говорить о ранней реабилитации. Ведь все те болезнетворные факторы, которые вызвали гидроцефалию, воздействовали и на сам мозг. Есть зоны повреждения, есть зоны задержки развития мозга. Развивается комплексный синдром повреждения и задержки развития мозга. Страдает моторное, психическое и речевое развитие ребенка.
Помочь такому ребенку можно и нужно. Наш мозг обладает пластичностью. Это его основное свойство. Он постоянно перестраивается. Пластичность реализуется через три механизма: перекоммутация, спраутинг и синапсогенез, нейрогенез. Эти процессы идут в мозге постоянно и ежедневно. Как активизировать этот процесс, как им управлять?
Для справки:
Перекоммутация — это адаптация центральной нервной системы к дозированным, но высоким нагрузкам. Создавая функциональную нагрузку на двигательный, зрительный, слуховой анализаторы, можно менять структуры нервной ткани. Таким образом, границы представительства нашего тела в мозге и границы представительства функций в мозге способны меняться.
Спраутинг и синапсогенез — это «разветвление» или рост новых отростков нервных клеток, а также образование новых синаптических контактов между ними. Так возникают новые нейронные сети.
Нейрогенез — это образование новых нервных клеток в поврежденных или ростковых зонах, а также миграция нейронов в наиболее «нагруженные» участки мозга.
Научные исследования показывают, что специальная гимнастика способствует активизации пластических процессов в мозге. Наилучшими в этом отношении являются такие виды двигательной активности, в которых есть статическое напряжение и растягивание мышц. Такая система разработана в Клинике «Родись заново» и успешно работает. Активизация пластических процессов в мозге приводит к его структурной перестройке, к формированию здоровых новых нейронных сетей, которые могут полноценно нести всё разнообразие функций мозга, условно разделяемых нами на движение, психику и речь. А по мере формирования здоровых нейронных сетей уже возможно совершенствование и развитие двигательных, эмоциональных, когнитивных, поведенческих и речевых умений «шунтированного» ребенка. Всё это включено в индивидуальную программу реабилитации.
Надо сказать, что существующий уровень знаний в нейронауках, а также в процессе тренировки «шунтированного» ребенка с незрелым (поврежденным) мозгом, иногда даже с эпилепсией, является абсолютной новизной. Реабилитация таких детей — это не «долечивание» или плавание с какими-либо приспособлениями. Реабилитация — это сложные мероприятия целой группой специалистов (невролог, психиатр, врач ЛФК, психолог, тренер, дефектолог, логопед). Но никто и никогда таких детей не тренировал.
Суть нейрореабилитации — это лечение дозированными нагрузками, приводящими к регенерации нервных клеток. Реабилитологи клиники с помощью новой системы «Родись заново» повторяют или моделируем нагрузку в процессе родовой деятельности. «Шунтированный» ребенок может заново пройти все этапы двигательного, психического и речевого развития.
Вот только один из примеров нейрореабилитации ребенка с гидроцефалией в нашем центре:
После первого курса годовалый малыш:
— начал держать голову
— сидеть
— появились элементы ползания
— хорошо фиксирует взгляд
— появилось слуховое внимание
— появились признаки речи
— понимает обращенную речь
— удерживает внимание
На основе научного открытия доктора Мышляева в Нижегородском реабилитационном центре была разработана уникальная система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса», которая позволяет управлять регенерацией нервных клеток и нейропластичностью, что приводит к ликвидации различных двигательных, психических и речевых дефектов у детей. Роды или родовая деятельность запускают процесс активации ЦНС и правильного формирования мозга. Если во время родов этого запуска не произошло, то можно «перезапустить» этот механизм. «Перезапустить» процесс формирования зрелого мозга возможно, «моделируя» родовой стресс. Это осуществляется с помощью «лечебных» дозированных нагрузок (физические, психические, речевые).
Повторяя этапы естественного развития (РЕФЛЕКС-ИНСТИНКТ-СОЗНАНИЕ-ЛИЧНОСТЬ), мозг ребенка «дозревает» и начинает развиваться правильно. В процессе нейрореабилитации, с помощью специальных тренировочных занятий и дозированных упражнений стимулирующего характера происходит воздействие на:
• двигательный анализатор
• зрительный анализатор
• слуховой анализатор
Таким образом, система позволяет «вернуться назад» в место поломки и «смоделировать» условия естественного созревания нервной системы, психики и речи.