Заказать звонок
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
оставить заявку
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Запись на консультацию
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку персональных данных
Психические заболевания и нарушения поведения, интеллекта, памяти, внимания, эмоций

Гиперактивность. Перезагрузка мозга.

Маленький ураган на двух ножках! Энергичность и живость у детей является естественным состоянием. Однако, проблема возникает, когда ребенок не способен себя контролировать. В этом случае приходится говорить о возможном наличие синдрома двигательной расторможенности или гиперактивности. Поход в магазин с таким ребенком превращается в испытание: малыш стремится дотянуться до всего сразу.

Активность таких детей характеризуется хаосом и отсутствием организованности. Зачастую, их внимание привлекают яркие и блестящие предметы, включая цифровые игрушки. Немецкий психолог Курт Левин описывал это как «полевое поведение», когда действия ребенка определяются внешним миром, а не собственными целями.

До трехлетнего возраста такое поведение может считаться допустимым из-за отсутствия развитого самоконтроля, однако с возрастом это становится серьезной преградой для обучения в детском саду и школе, где важно умение адаптироваться к групповым условиям и следовать общим правилам.

Гиперактивность не является отдельным заболеванием, а представляет собой синдром. Это состояние можно охарактеризовать как мозаичную незрелость мозга, обусловленную, как правило, неблагополучным протеканием беременности и родов, и в меньшей степени — серьезными болезнями. Развитие мозга ребенка не останавливается после рождения. Родовой стресс запускает новый этап развития. Тормозятся старые (патологические) рефлексы, включается реакция оживления, которую правильно считать первичной эмоциональной реакцией. Следует помнить, что вначале у ребенка развивается эмоциональная сфера. Только потом развивается интеллект.

Мозг развивается. Нейронные сети — это отростки нервных клеток. Сети становятся гуще, отростки покрываются миелином, растет количество контактов (синапсов) между клетками. Такова физиологическая основа развития ребенка. Незрелые зоны мозга не могут полноценно нести свои функции. В случае гиперактивности это, прежде всего, эмоциональный мозг (лимбическая система), передние зоны лобных долей и проводящие пути, связывающие их. Активность мозга — это естественное свойство нервной системы вообще и нервных клеток в частности (возбудимость, проводимость). Но нужно еще, чтобы в нем должным образом работала тормозная система, которая управляет активностью и направляет ее к нужной цели. Всего этого у гиперактивного ребенка нет.

Хаос в движениях — это хаос в голове. Гиперактивный ребенок не может сосредоточиться ни на чем. Его впечатления об окружающем мире поверхностны, в них нет глубины. Поэтому у таких детей часто диагностируют вторичную задержку психического развития, хотя такой ребенок может быть и не глуп. Мы нередко видим, как уже сами родители дают такому ребенку «развивающую» цифровую игрушку, которая по принципам полевого поведения приковывает его внимание. Так они пытаются справиться с гиперактивностью своего чада. Но примитивный виртуальный мир не может заменить богатого мира реального. И от таких игрушек ребенка приходится долго отучать. Вообще, к обучению и систематическому интеллектуальному развитию ребенок готов только тогда, когда у него в достаточной степени сформирована эмоционально-волевая сфера. Вначале должна быть игра. Урок будет потом.

Как пытаются решать проблему гиперактивности? Сейчас в обиход вошли так называемые корректоры поведения. Таким красивым словом называют обычные нейролептики, которые применяют в лечении психозов. Упрощенно говоря, они глушат буйную психику. Для острого психоза это оправдано. Но нужно ли глушить психику гиперактивного ребенка? Ребенку ведь надо развиваться. А тут получается, если у автомобиля плохие тормоза, будем глушить двигатель. Не говоря уже о побочных действиях нейролептиков на молодой растущий организм. По сути, корректоры поведения (нейролептики) — это попытка фармакологического протезирования неразвитой функции мозга.

Реже применяют ноотропные препараты, которые заставляют работать незрелый мозг сильнее, нисколько его не меняя. Зачастую гиперактивный ребенок становится от них еще гиперактивнее.

Большую популярность получили сейчас препараты трофического действия (кортексин, актовегин). К препаратам, питающим мозг, в нашей клинике относятся положительно, но с одной оговоркой — питание спортсмену не заменяет тренировку.

Мы предлагаем другой подход. Проблема гиперактивности действительно решается только тогда, когда созревают те участки мозга, которые отвечают за поведение. Для этого надо активизировать и перезапустить пластические процессы в мозге. Ребенок как бы заново должен пройти родовой стресс. Конечно, в буквальном смысле слова никаких родов мы не проводим. Мы моделируем этот стресс постепенно возрастающими интенсивными нагрузками по системе доктора Мышляева. И первое, что при этом меняется, — это тонус мышц, поведение и коммуникации.

Сначала гиперактивный ребенок временно может стать еще гиперактивнее, но так бывает не всегда. Такое состояние мы называем обострением, оно говорит нам о начавшейся перестройке мозга. Чаще всего уже к концу первого курса ребенок становится спокойнее, свою активность он начинает соотносить с ситуацией. Но одной перестройки мозга мало, его еще надо наделить функцией. На занятиях с тренером (специалистом ЛФК и АФК), психологом, логопедом ребенок с незрелым (поврежденным) мозгом отрабатывает конструктивные модели поведения, развивается сфера эмоций. Американский психолог Пол Экман выделил шесть видов эмоций: гнев, отвращение (презрение), страх, радость (счастье), печаль, удивление. Все они нормальны и законны, если соответствуют месту, времени и ситуации. Эмоциональный мир ребенка должен быть богат и отрегулирован.

Сочетание трех видов реабилитации (адаптивно-физическая, психолого-педагогическая и вокально-речевая) идеально подходит друг к другу. Активный жизнерадостный эмоциональный ребенок — это нормально. Это счастье. Для его активности у него должно быть время и место. Гиперактивный ребенок выходит за пределы этого времени и места. Наша задача — вернуть его в эти пределы. Совершенно не нужно превращать его в дрессированного робота. Ребенок должен быть естественным. Ребенок должен быть собой.

Гиперактивный ребенок? Вопрос решаемый. Приходите к нам, и вместе мы найдем путь к гармоничной и радостной жизни вашего малыша.