В два года родители начинают ждать, что вот сейчас мой «родненький» заговорит. Все мамы и папы ждут, что их чадо начнёт играть с игрушками, появится эмоциональный контакт с близкими. Но если этого не происходит, все начинают гадать. Что случилось в его развитии и почему? В то же время всем понятно, что речь не включается как по заказу в два года. Давно известно, что речь проходит свои этапы развития (крик в родах, гуление, лепет, тарабарская речь, эгоцентрическая речь — речь для себя, диалог — речь для других). И почему-то мало кто из родителей задумывается, что речь и психика человека связана с развитием его мозга.
Если к 2-м годам ребёнок не заговорил, не начал играть сам с собой и не проявляет эмоционального контакта с родителями, первое, о чём начинают думать — это наследственный фактор. Родители начинают вспоминать, были ли в роду подобные проблемы задержки развития или психические нарушения, такие, например, как шизофрения. В современном мире стало распространено такое загадочное заболевание психики, как аутизм, которое часто сравнивают с шизофренией. И если предполагать наследственный фактор, то никаких научных подтверждений нет, что шизофрения или аутизм — это генетическое заболевание.
Для справки: наука генетика изучает два процесса: наследственный (генотип) и приобретенный (фенотип). Любой родной язык, будь то русский, татарский, чувашский, мордовский и др., не передаются по наследству, а формируются в определенной языковой среде.
Когда этапы развития психики или речи нарушаются, то многие из родителей начинают думать о каких-либо внешних воздействиях. Часто приходится слышать, что вакцина сделана неправильно. При формировании иммунитета может возникать воспаление в мозге и нарушение миелинизации нервных волокон, иннервирующие мышцы языка и глотки. Родители часто приводят следующий факт, что сразу после прививки он перестал говорить слово «мама, баба, папа» и вернулся на более ранний этап развития. Врач начинает думать о снижении слуха или глухоте, о формирующейся умственной отсталости, моторной или сенсорной алалии (отсутствии речи при нормальном слухе, моторная алалия — невозможность говорить, сенсорная алалия — непонимание речи), ранней детской шизофрении, страхе общения или аутизме. В то же время при обследовании врач обращает внимание на преобладание многообразных стволовых знаков — зажмуривание глаз, закрывание ушей руками, внезапный взгляд глазами вверх, неотзывание на свое имя. Все эти характеристики наталкивают его на ранний детский аутизм.
Надо сказать, что аутизм и шизофрения — это внутренний или эндогенный процесс. Большинство родителей рассматривают ранний детский аутизм в рамках патологии шизоидного круга или как начальный этап ранней детской шизофрении. Однако все они не правы, так как при аутизме больше всего страдают глубинные структуры мозга: ствол мозга, средний мозг и промежуточный мозг. А при шизофрении — большие полушария головного мозга — таламус и подкорка. Аутизм — это тоже расщепленная психика, но на более раннем этапе ее формирования. У детей с аутизмом зоны мозга (нижний отдел и средний этажи головного мозга) развиты по-разному и плохо связаны между собой. Надо сказать, что общим является чрезмерная самоизоляция (не говорит), уход от социальных и эмоциональных взаимодействий (молчит), эхолалии (повторение простых слов), неологизмы (формирование новых слов), интонации. Разное в шизофрении — это возраст развития болезни, галлюцинации, вербальный и невербальный контакт, начало и течение заболевания.
В настоящее время аутизм является отдельной самостоятельной патологией, отличающейся от шизофрении. Аутизм проявляется в младенческом возрасте, в то время как шизофрения обычно обнаруживается в более позднем возрасте. В тех случаях, когда шизофрения начинается в раннем детстве, ребенок испытывает иллюзии и галлюцинации, и использует речь для описания своих искаженных мыслей, появляются внутренние голоса. Напротив, аутичный ребенок не использует речь, чтобы поделиться с другими своими мыслями, он, как правило, не испытывает иллюзий (искаженное восприятие внешнего раздражителя) и галлюцинаций (ложное восприятие при отсутствии внешнего раздражителя), а у взрослых бред (расстройство мышления и ложное умозаключение).
Для справки: мозг проходит свои определенные стадии развития: спинной мозг — ствол мозга — средний мозг — промежуточный мозг — подкорка — кора. Структурные преобразования нейронов на каждом этаже мозга отражаются на конкретных функциях. Дыхание связано с иннервацией мышц грудной клетки с уровня спинного мозга. При повреждении ствола мозга нарушается глотание и фонация, а также зрительное и слуховое внимание. При формировании связей таламуса с подкорковыми ядрами (промежуточного мозга с подкоркой) формируется внутренняя речь (эгоцентрическая речь или речь для себя от третьего лица), понимание и эмоции. При формировании больших полушарий (подкорка и кора) формируется внешняя речь (диалог или речь для других от первого лица), характер и интеллект.
С развитием нейробиологии, можно убедительно сказать, что шизофрения и аутизм имеют органическую (клеточную) природу заболевания, только на разных этажах мозга. Исследователи из Университета Джорджии в США проанализировали МРТ-сканы мозга 2 028 пациентов с шизофренией и 2 540 здоровых людей из контрольной группы. Это самый крупный мета-анализ структурных особенностей мозга больных шизофренией на сегодняшний день. Ученым удалось обнаружить те области мозга, которые отличают этих пациентов от здоровых людей и расположить их в соответствии со степенью воздействия. Полученные результаты помогут в более глубоком понимании процессов развития этого тяжелого психического расстройства. Исследователи обнаружили, что пациенты с шизофренией имеют наименьший объем гиппокампа, амигдалы, таламуса, прилежащих ядер подкорки и внутричерепного пространства по сравнению с участниками контрольной группы. У шизофреников также был обнаружен более крупный паллидум (бледное тело подкорки) и больший объем желудочков (гидроцефалия и недоразвитие подкорковых ядер больших полушарий). При аутизме могут также наблюдаться различные признаки недоразвития ствола мозга и мозжечка, мозолистого тела, лейкомаляция (нарушение созревания белового вещества нервной ткани), расширение субарахноидальных пространств, нарушение миелинизации в лобных и медиобазальных отделах височных долей, что описывает нарушение созревания мозга у ребенка.
Изучая регенерацию и нейропластичность, исследователи, с одной стороны, разгадывают загадки природы, а с другой — используют это явление для восстановления утраченных или несформированных речевых или психических функций.
Во-первых: это говорит о том, что данные заболевания признаны во всем мире. Однако в медицине существуют различные подходы к лечению и реабилитации данного заболевания.
Во-вторых: важно понять какую медицинскую технологию нужно применить, чтобы восстановить несформированные (незрелые) функции мозга. В медицине всего лишь три основных технологии:
1). Лечение (хирургия, фармакология и физиотерапия);
2). Реабилитация (физическая, психологическая и речевая);
3). Профилактика (спорт, закаливание, вакцинация).
Каждое направление должно быть хорошо организовано. В ХХI веке количество неврологических и психиатрических заболеваний резко возрастает (в России 665 тысячи детей-инвалидов). С каждым годом их становится на 25 тысяч больше. Среди этой категории — большой процент детей с тяжелыми повреждениями мозга и центральной нервной системы, поэтому акцент делается на реабилитацию. Реабилитация — это восстановление утраченных или несформированных функций и делается это не с помощью таблеток и уколов, а с помощью упражнений высокой интенсивности, т. е. с дозированными нагрузками. Как в процессе организации хирургической помощи (в общей модели медицины) важны принципы: асептики и антисептики, удаление патологической ткани (формирование анатомической целостности), наркоз (реанимация) и антибиотикотерапия, так и в процессе организации реабилитации важны следующие принципы:
1. Теория нервизма Павлова (активация ЦНС, регенерация нейропластичность).
2. Не приспособление к дефекту (психический или речевой), а его разрушение (разрушение патологических рефлексов).
3. Принцип развития (формирование новых условных рефлексов, умений и навыков).
4. Принцип тренировки с нагрузками (урок, интенсивное занятие, тренинг «до отказа»).
5. Социализация (адаптация в быту, в семье, в школе, в обществе, а также развитие коммуникативных умений и навыков).
Обоснование реабилитации: на основании научного открытия доктора Мышляева «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека» (Диплом № 339 от 2007, зарегистрирован РАЕН) можно убедительно сказать, что нервные клетки восстанавливаются, а неизлечимых ранее болезней становится меньше. Созданная инновационная система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса» позволяет восстановить незрелые функции мозга (Патент на изобретение № 2 486 925 от 2011 «Способ восстановления и развития речевых функций человека»).
Если к 2-м годам ребёнок не заговорил, не начал играть сам с собой и не проявляет эмоционального контакта с родителями, первое, о чём начинают думать — это наследственный фактор. Родители начинают вспоминать, были ли в роду подобные проблемы задержки развития или психические нарушения, такие, например, как шизофрения. В современном мире стало распространено такое загадочное заболевание психики, как аутизм, которое часто сравнивают с шизофренией. И если предполагать наследственный фактор, то никаких научных подтверждений нет, что шизофрения или аутизм — это генетическое заболевание.
Для справки: наука генетика изучает два процесса: наследственный (генотип) и приобретенный (фенотип). Любой родной язык, будь то русский, татарский, чувашский, мордовский и др., не передаются по наследству, а формируются в определенной языковой среде.
Когда этапы развития психики или речи нарушаются, то многие из родителей начинают думать о каких-либо внешних воздействиях. Часто приходится слышать, что вакцина сделана неправильно. При формировании иммунитета может возникать воспаление в мозге и нарушение миелинизации нервных волокон, иннервирующие мышцы языка и глотки. Родители часто приводят следующий факт, что сразу после прививки он перестал говорить слово «мама, баба, папа» и вернулся на более ранний этап развития. Врач начинает думать о снижении слуха или глухоте, о формирующейся умственной отсталости, моторной или сенсорной алалии (отсутствии речи при нормальном слухе, моторная алалия — невозможность говорить, сенсорная алалия — непонимание речи), ранней детской шизофрении, страхе общения или аутизме. В то же время при обследовании врач обращает внимание на преобладание многообразных стволовых знаков — зажмуривание глаз, закрывание ушей руками, внезапный взгляд глазами вверх, неотзывание на свое имя. Все эти характеристики наталкивают его на ранний детский аутизм.
Надо сказать, что аутизм и шизофрения — это внутренний или эндогенный процесс. Большинство родителей рассматривают ранний детский аутизм в рамках патологии шизоидного круга или как начальный этап ранней детской шизофрении. Однако все они не правы, так как при аутизме больше всего страдают глубинные структуры мозга: ствол мозга, средний мозг и промежуточный мозг. А при шизофрении — большие полушария головного мозга — таламус и подкорка. Аутизм — это тоже расщепленная психика, но на более раннем этапе ее формирования. У детей с аутизмом зоны мозга (нижний отдел и средний этажи головного мозга) развиты по-разному и плохо связаны между собой. Надо сказать, что общим является чрезмерная самоизоляция (не говорит), уход от социальных и эмоциональных взаимодействий (молчит), эхолалии (повторение простых слов), неологизмы (формирование новых слов), интонации. Разное в шизофрении — это возраст развития болезни, галлюцинации, вербальный и невербальный контакт, начало и течение заболевания.
В настоящее время аутизм является отдельной самостоятельной патологией, отличающейся от шизофрении. Аутизм проявляется в младенческом возрасте, в то время как шизофрения обычно обнаруживается в более позднем возрасте. В тех случаях, когда шизофрения начинается в раннем детстве, ребенок испытывает иллюзии и галлюцинации, и использует речь для описания своих искаженных мыслей, появляются внутренние голоса. Напротив, аутичный ребенок не использует речь, чтобы поделиться с другими своими мыслями, он, как правило, не испытывает иллюзий (искаженное восприятие внешнего раздражителя) и галлюцинаций (ложное восприятие при отсутствии внешнего раздражителя), а у взрослых бред (расстройство мышления и ложное умозаключение).
Для справки: мозг проходит свои определенные стадии развития: спинной мозг — ствол мозга — средний мозг — промежуточный мозг — подкорка — кора. Структурные преобразования нейронов на каждом этаже мозга отражаются на конкретных функциях. Дыхание связано с иннервацией мышц грудной клетки с уровня спинного мозга. При повреждении ствола мозга нарушается глотание и фонация, а также зрительное и слуховое внимание. При формировании связей таламуса с подкорковыми ядрами (промежуточного мозга с подкоркой) формируется внутренняя речь (эгоцентрическая речь или речь для себя от третьего лица), понимание и эмоции. При формировании больших полушарий (подкорка и кора) формируется внешняя речь (диалог или речь для других от первого лица), характер и интеллект.
С развитием нейробиологии, можно убедительно сказать, что шизофрения и аутизм имеют органическую (клеточную) природу заболевания, только на разных этажах мозга. Исследователи из Университета Джорджии в США проанализировали МРТ-сканы мозга 2 028 пациентов с шизофренией и 2 540 здоровых людей из контрольной группы. Это самый крупный мета-анализ структурных особенностей мозга больных шизофренией на сегодняшний день. Ученым удалось обнаружить те области мозга, которые отличают этих пациентов от здоровых людей и расположить их в соответствии со степенью воздействия. Полученные результаты помогут в более глубоком понимании процессов развития этого тяжелого психического расстройства. Исследователи обнаружили, что пациенты с шизофренией имеют наименьший объем гиппокампа, амигдалы, таламуса, прилежащих ядер подкорки и внутричерепного пространства по сравнению с участниками контрольной группы. У шизофреников также был обнаружен более крупный паллидум (бледное тело подкорки) и больший объем желудочков (гидроцефалия и недоразвитие подкорковых ядер больших полушарий). При аутизме могут также наблюдаться различные признаки недоразвития ствола мозга и мозжечка, мозолистого тела, лейкомаляция (нарушение созревания белового вещества нервной ткани), расширение субарахноидальных пространств, нарушение миелинизации в лобных и медиобазальных отделах височных долей, что описывает нарушение созревания мозга у ребенка.
Изучая регенерацию и нейропластичность, исследователи, с одной стороны, разгадывают загадки природы, а с другой — используют это явление для восстановления утраченных или несформированных речевых или психических функций.
Во-первых: это говорит о том, что данные заболевания признаны во всем мире. Однако в медицине существуют различные подходы к лечению и реабилитации данного заболевания.
Во-вторых: важно понять какую медицинскую технологию нужно применить, чтобы восстановить несформированные (незрелые) функции мозга. В медицине всего лишь три основных технологии:
1). Лечение (хирургия, фармакология и физиотерапия);
2). Реабилитация (физическая, психологическая и речевая);
3). Профилактика (спорт, закаливание, вакцинация).
Каждое направление должно быть хорошо организовано. В ХХI веке количество неврологических и психиатрических заболеваний резко возрастает (в России 665 тысячи детей-инвалидов). С каждым годом их становится на 25 тысяч больше. Среди этой категории — большой процент детей с тяжелыми повреждениями мозга и центральной нервной системы, поэтому акцент делается на реабилитацию. Реабилитация — это восстановление утраченных или несформированных функций и делается это не с помощью таблеток и уколов, а с помощью упражнений высокой интенсивности, т. е. с дозированными нагрузками. Как в процессе организации хирургической помощи (в общей модели медицины) важны принципы: асептики и антисептики, удаление патологической ткани (формирование анатомической целостности), наркоз (реанимация) и антибиотикотерапия, так и в процессе организации реабилитации важны следующие принципы:
1. Теория нервизма Павлова (активация ЦНС, регенерация нейропластичность).
2. Не приспособление к дефекту (психический или речевой), а его разрушение (разрушение патологических рефлексов).
3. Принцип развития (формирование новых условных рефлексов, умений и навыков).
4. Принцип тренировки с нагрузками (урок, интенсивное занятие, тренинг «до отказа»).
5. Социализация (адаптация в быту, в семье, в школе, в обществе, а также развитие коммуникативных умений и навыков).
Обоснование реабилитации: на основании научного открытия доктора Мышляева «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека» (Диплом № 339 от 2007, зарегистрирован РАЕН) можно убедительно сказать, что нервные клетки восстанавливаются, а неизлечимых ранее болезней становится меньше. Созданная инновационная система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса» позволяет восстановить незрелые функции мозга (Патент на изобретение № 2 486 925 от 2011 «Способ восстановления и развития речевых функций человека»).