В реабилитационном центре Вы получите консультации высококвалифицированных специалистов
К Вашим услугам предоставляются современные клинические и инструментальные методы обследования
Комплекс длительных специальных мероприятий, направленных на восстановление несформированных или утраченных функций центральной нервной системы
В нашей клинике вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне.
РЕАБИЛИТАЦИЯ больных с повреждённым (или незрелым) мозгом – это поэтапная и многоплановая система восстановления больных с различными дисфункциями (лёгкие расстройства) и дефектами (грубые нарушения) нервной системы, психики и речи. Реабилитация – это не есть процесс «долечивания». Реабилитация – это специальные мероприятия не связанные с медикаментами. На этапе лечения, при оценке лечебных мероприятий надо пользоваться понятиями интенсивная терапия, плановая терапия и отсроченная терапия. В настоящее время почему-то ошибочно считают, что отсроченная терапия или «долечивание» считается реабилитацией. Это огромное заблуждение и большая ошибка. Реабилитация – это не лечение. Реабилитация – это комплексное воздействие на человека с целью восстановления несформированных или коррекции нарушенных функций, а также максимально возможной дальнейшей адаптации в обществе.
Методы, которые используют врачи восстановительной медицины, медицинские психологи и клинические лингвисты связаны со специальными, онтогенетически ориентированными мероприятиями. Напрашивается стандартный вопрос. Что же это такое? Двигательное, психическое и речевое развитие человека в рамках возраста – это и есть онтогенез человека или развитие его после рождения. Эти реабилитационные мероприятия напрямую связаны с этапами развития человека. Больной человек под руководством реабилитологов (дефектологов) должен заново пройти все этапы двигательного, психического, речевого развития:
— ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): лежит – держит голову – сидит – ползает – стоит – ходит – бежит – кувыркается – стоит на руках – фляк – сальто;
— ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): кома – сон – психомоторное возбуждение – олигофрения – шизофрения – психоз – психопатия – невроз – акцентуация характера – творчество;
— РЕЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): дыхание – фонация – звуки – слоги – слова – словосочетания – устойчивые выражения – простые предложения – сложные предложения – текст.
«РЕАБИЛИТАЦИЯ – это не лечение и не обучение. РЕАБИЛИТАЦИЯ – это стимуляция физического, психического и речевого развития, а при сформировавшемся дефекте (двигательный дефект, психический дефект, речевой дефект) – его «разрушение» (реконструкция) с последующим восстановлением основных функций (моторика, поведение, общение) до нормы...»
— ФИЗИЧЕСКИЕ (статические, динамические, вестибулярные);
— ПСИХИЧЕСКИЕ (психотерапевтические, психокоррекционные, театрализованные);
— РЕЧЕВЫЕ (фонопедические, логопедические, лингвистические).
Нагрузки зависят от возраста, степени недоразвития функций или распада функций, стадии заболевания, пола, индивидуальной выносливости, реактивности и других характеристик организма. Индивидуальную программу реабилитации (ИПР) формируют после комплексной диагностики на клинико-экспертной комиссии, где указывают частоту занятий, виды упражнений, отягощения, скорость увеличения нагрузки и др.
«Любая научная дисциплина базируется на чётком понятийном аппарате. В реабилитологии одним из основных понятий является функция, так как восстановление функций является основной задачей реабилитологов (дефектологов). И хотя о единстве структуры и функции говорил ещё Р.Декарт, до сих пор нет чёткого определения, связующих эти два понятия. Образно о структуре и функции можно сказать так: Функция без структуры немыслима, а структура без функций бессмысленна...»
Интеграция направлений и единство специалистов в процессе реабилитации
Весь день у этих больных расписан по минутам (одно занятие длится 45 минут). У каждого пациента своя индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) включает медицинский, профессиональный и социальный аспект (форма № 379 н – приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.09).
«Медицинская реабилитация – это комплекс упражнений, которые проводятся на занятиях по адаптивно-физической реабилитации (АФР), психолого-педагогической реабилитации (ППР) и вокально-речевой реабилитации (ВРР). С помощью длительных дозированных нагрузок (гимнастические, психотерапевтические и лингвистические упражнения) на этих специальных занятиях осуществляется стимуляция двигательного, зрительного и слухового анализаторов (тренировка двигательного, поведенческого или речевого акта)...»
Стимуляция развития осуществляется как при несформированных функциях (навыки), так и при разрушенных болезнью функциях (способности). У детей естественный этап развития совпадает с самой реабилитацией (коррекцией), поэтому восстановление функций происходит более эффективно и быстро. Так как у детей нейронные ансамбли ещё только формируются, поэтому новые двигательные, поведенческие и речевые навыки формируются быстрее (рис. № 1)
Рис. № 1.Стимуляция естественного нейроонтогенеза
У взрослых, в результате прошедшей гормональной перестройки (от лат. пубертат), восстановление функций проходит через обострение. У них структурно-функциональной основой двигательного, поведенческого или речевого дефекта являются повреждённые болезнью нейроны. Они то и формируют патологическую систему в мозге. Реабилитологии (дефектологи) вынуждены разрушать сформировавшийся патологический двигательный, психический или речевой стереотип (рис. № 2), после чего они заново формируют навыки (неустойчивые автоматизированные действия) и способности (устойчивые автоматизированные действия).
Рис. № 2 Возвратный нейроонтогенез
Чтобы понять, что такое восстановление несформированных или разрушенных болезнью функций, нужно сравнить реабилитацию с лечебно-профилактической деятельностью в больницах и поликлиниках, а также с воспитанием и обучением в различных образовательных учреждениях коррекционного типа. Реабилитация – это не лечение, это специальные коррекционно-реабилитационные занятия (индивидуальные и групповые), в основе которых лежит тренировка и научение. Реабилитация – это поэтапное прохождение больного человека по всем этапам развития. Чтобы не расписывать этапы двигательного, психического или речевого развития каждому нужно представить этапы развития ребёнка от рождения до 5 лет (от лат. онтогенез). При этом надо всем понять, что движение (прямохождение, бег и др.), психика (интеллект, характер и др.), а самое главное общение (монолог, диалог и др.) не восстанавливаются с помощью медикаментов.
Врачи и педагоги часто путают реабилитацию с медикаментозным лечением (таблетки, уколы, капельницы и пр.). По закону РФ в образовательных учреждениях, в случае задержки развития или недоразвития каких-либо функций на индивидуальную реабилитацию (коррекция) должны направлять дошкольные учреждения (ДУ) или медико-психолого-педагогические комиссии (МППК) (схема № 1).
В медицинских учреждениях, в случае болезни или какой-либо травмы на индивидуальную реабилитацию (коррекция) должны направлять лечебные учреждения (ЛУ) или бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ),ранее они назывались врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) (схема № 2).
Из-за старой социальной установки, что нервные клетки не восстанавливаются, существует путаница в понятиях и самих методиках. До сих пор считается, что для больных с повреждённым мозгом, в реабилитации необходимо применять методы реконструктивной хирургии, восстановительное лечение, протезирование, ортезы или санаторно-курортное лечение. Однако, здравый смысл подсказывает, что-либо отрезать у больного с параличом, шизофренией или заиканием не надо.
В рамках реабилитации или коррекции им нужны дозированные нагрузки (физические упражнения растягивающего характера с отягощением в виде груза, театрализованные занятия с эмоциональными нагрузками в виде трагедии и логопедические занятия с вокалом в виде громкого голоса). Эти специальные занятия (от англ. тренинг) формируют новый уровень организации нервных клеток, а значит адаптацию человека к новым условиям жизни.
В случае сформировавшегося двигательного (паралич, дрожание и др.), психического (олигофрения, аутизм и др.) или речевого (афазия, дизартрия и др.) дефекта необходимо его разрушить. С помощью реабилитологов (дефектологов) больной человек заново учится стоять, думать и говорить. Образно говоря, он возвращается в «место поломки нервной системы» и повторяет этапы развития здорового мозга (от лат. нейроонтогенез).
На основе собственных исследований специалисты Нижегородского центра мозга сформировали новые (инновационные) подходы к реабилитации больных с повреждённым мозгом:
1. Принцип восстановительной медицины - при дефекте (двигательном, психическом или речевом) или недоразвитии функций – разрушение патологического стереотипа. Именно это воздействие формирует механизм регенерации нервных клеток.
2. Принцип коррекционной педагогики - при задержке развития (двигательного, психического или речевого) или несформированности функций – сильная стимуляция развития. Именно это воздействие формирует механизм нейропластичности.
Уникальность нашей клиники в том, что на основе собственных научных открытий (регенерация и нейропластичность нервных клеток)в Нижегородском центре доктора Мышляева совершают по истине чудеса. Здесь хромых делают ходячими, глупых - умными, мычащих-красноречивыми. У нас самый современный взгляд на проблемы восстановления больных с проблемами нервной системы, психики и речи.
От 64 200 до 129 500 рублей.
От 161 000 до 181 000 рублей.
От 201 000 до 221 000 рублей.
Акцент на медицинское сопровождение пациента и нагрузки высокой интенсивности.