Формирование мозга похоже на «сборку» 5-этажного дома.
Сначала формируется — 0 этаж (спинной мозг), далее — 1 этаж (ствол мозга), далее — 2 этаж (средний мозг), далее — 3 этаж (промежуточный мозг), далее — 4 этаж (подкорка) и только потом — 5 этаж (кора больших полушарий). «Сборка» мозга — это последовательное формирование этажей мозга и постепенная его зрелость (образование нервных клеток, формирование контактов между ними, далее — соединение в зрелую нервную систему).
Главная причина СДВГ — это недоразвитие речевых зон мозга и центральной нервной системы (ЦНС), отвечающих за психику (поведение) и речь (коммуникации) ребёнка
Мозг растёт до 5 лет. При рождении мозг у ребёнка изначально незрелый, как и сам малыш, 4-го и 5-го этажа у новорождённого нет.
Вследствие недоразвития нервных клеток у ребёнка с СДВГ, на 1-м, 2-м и 3-м этажах останавливается развитие психики и речи. В больших полушариях (кора и подкорка) возникает незрелость нейронов, отсутствие контактов между нервными клетками (синапсы), нарушение процессов миелинизации (изолирующий слой вокруг нервного волокна). Таким образом, формируется незрелость мозга, которая проявляется эмоциональными нарушениями, гиперактивностью, снижение зрительного и слухового внимания, невозможностью общаться и играть со сверстниками, а также снижение успеваемости в школе.
Если «сборка» мозга произошла неверно или не полностью, то можно «вернуться назад» в место «поломки» мозга и «собрать» дом заново.
3 этаж – промежуточный мозг
1 этаж – ствол мозга с мозжечком
- Эгоцентрическая речь - речь для себя
- Внешняя речь - речь для других
Используя метафору о строящемся доме, в народе кору и подкорку иногда называют «крышей» всего мозга.
У детей с СДВГ – «здание и сама крыша» еще не «достроены.
Чтобы ее достроить, нужно пройти все этапы психического и речевого развития заново и последовательно.
Существует три этапа развития речи: