О существовании такого загадочного заболевания, как аутизм, на сегодняшний день редко кто не знает. Его уже давно не путают с педагогической запущенностью или простой задержкой психического или речевого развития. У таких детей с расстройствами аутического спектра не формируется речь в рамках возраста, т.е. к 2 годам. Они не откликаются на собственное имя, не понимают обращенную речь, живут в «своём, собственном мире». При аутизме у детей теряется интерес к реальности и общению с окружающими, утрачивается эмоциональный контакт с другими людьми. Надо сказать, что, детский аутизм – это нарушение психического и речевого развития, у ребенка не формируется игровая и познавательная деятельность.
Аутизм – это недоразвитие или незрелость мозга, которая проявляется специфическим нарушением поведения, замкнутостью, агрессивностью, невозможностью общаться и играть со сверстниками, стереотипиями, эхолалиями и др. симптомами.
Аутисты – это дети, которые не прошли или не завершили второй этап (эгоцентрическая речь) развития речи. Этот этап развития контролируют средний и промежуточный мозг. С позиции банальной логики им нужно заново пройти все три этапа ее формирования (1-й этап — громкая вокализация; 2-й этап – эгоцентрическая речь или речь для себя; 3-й этап – социализированная речь или речь для других). Только тогда можно «вылечить» аутизм.
Применение, на сегодняшний день, медикаментозного лечения (ноотропы, нейролептики, аминокислоты и др.), физиотерапия (дельфинотерапия, электросон, транскраниальная стимуляция и др.), а также пальчиковой гимнастики и логопедического массажа, аудирования (БАК, метод Томатиса и др.), составление слов по карточкам (развитие словаря), развитие связанной речи и глобального чтения, психотерапия (АВА терапия, развивающие игры и другие подобные методы активации интеллекта) не приведут к ликвидации дефекта развития мозга. При недоразвитии мозга ребенка необходима мультидисциплинарная работа, повторяющая заново все три этапа развития естественной речи с самого рождения.
РАС (расстройства аутистического спектра) — это группа неврологических и поведенческих состояний, которые проявляются уже в раннем детстве. Эти состояния характеризуются особенностями в восприятии мира, общении и поведении.
К РАС относятся различные состояния, самые известные из которых — аутизм и синдром Аспергера.
Аутизм — наиболее тяжелая форма РАС. Дети с аутизмом могут испытывать значительные трудности в общении, избегать социального взаимодействия и демонстрировать повторяющиеся действия или движения. В раннем возрасте такие дети часто ограничиваются узким кругом интересов и проявляют приверженность к строгому распорядку или ритуалам.
Синдром Аспергера — это более легкая форма аутизма, иногда называемая "высокофункциональным" аутизмом. Дети с этим синдромом могут иметь хорошо развитую речь и нормальный интеллект, но испытывают трудности в социальном взаимодействии, могут демонстрировать ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Они могут выглядеть "необычными" в общении, но часто обладают высоким уровнем интеллектуальных способностей и глубокими интересами в узких областях.
Многие родители задаются вопросом: где заканчивается норма и начинается расстройство? Ответ на этот вопрос не всегда очевиден, ведь РАС может проявляться у разных детей по-разному. Некоторые дети могут относительно легко адаптироваться к окружающему миру, тогда как другим требуется постоянная помощь и поддержка.
Ключевым фактором является интенсивность симптомов. Если особенности поведения мешают ребенку учиться, общаться с другими детьми и развиваться, можно говорить о расстройстве. Если же ребенок демонстрирует лишь незначительные особенности, которые не мешают его нормальной жизни, это может считаться вариантом нормы.
Различие между формами РАС
Различие между формами РАС заключается в степени тяжести симптомов и их влиянии на повседневную жизнь ребенка. Аутизм включает более глубокие нарушения в социальном взаимодействии и адаптации, в то время как при синдроме Аспергера проблемы чаще всего касаются только трудностей в общении и социализации, без значительных нарушений интеллектуального развития.
Можно ли снять диагноз РАС?
В реабилитационном центре «Родись заново!» мы обладаем примерами, когда у детей удавалось полностью снять диагноз аутизм. Это достигается благодаря ранней диагностике и уникальной системе нейрореабилитации «Родись заново!», направленной на восстановление недоразвитий, повреждений структур и функций головного мозга.
Важно понимать, что мозг ребенка активно развивается до 5 лет, и именно в этот период можно добиться значительных улучшений. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов помочь ребенку развить необходимые навыки, уменьшить влияние симптомов на его жизнь, а иногда и полностью снять диагноз.
Ранняя диагностика РАС и начало реабилитации в возрасте до 5 лет играют ключевую роль в лечении. Это позволяет максимально использовать потенциал развивающегося мозга ребенка, что значительно улучшает его шансы на успешную адаптацию и полноценную жизнь.