В норме зрелые (активные) нейроны тормозят функцию глиальных клеток (продукция ликвора) с помощью электрических сигналов в ЦНС, тем самым регулируя внутричерепное (ликворное) давление.
Гидроцефалия – это большое количество жидкости (ликвора) в голове. В результате неправильного развития мозга ребёнка нервные клетки остаются незрелыми, а глиальные клетки, производящие ликвор, становятся неуправляемыми. Простыми словами — это недоразвитие мозга
Помочь такому ребенку можно и нужно. Наш мозг обладает пластичностью. Это его основное свойство. Он постоянно перестраивается. Пластичность реализуется через следующие механизма: перекоммутация, спраутинг, синапсогенез и сам нейрогенез. Эти процессы идут в мозге постоянно и ежедневно. Как активизировать этот процесс, как им управлять?
Перекоммутация – это адаптация центральной нервной системы к дозированным, но высоким нагрузкам. Создавая функциональную нагрузку на двигательный, зрительный, слуховой анализаторы, можно менять структуры нервной ткани. Таким образом, границы представительства нашего тела в мозге и границы представительства функций в мозге способны меняться.
Самое главное после операции по шунтированию головы при гидроцефалии — это нейрореабилитация. При гидроцефалии физическое, умственное и речевое развитие ребенка замедляется, и важно восстановить темпы развития после операции по шунтированию.
Спраутинг и синапсогенез – это «разветвление» или рост новых отростков нервных клеток, а также образование новых синаптических контактов между ними. Так возникают новые нейронные сети.
Нейрогенез – это образование новых нервных клеток в поврежденных или ростковых зонах, а также миграция нейронов в наиболее «нагруженные» участки мозга.
Научные исследования показывают, что специальная гимнастика способствует активизации пластических процессов в мозге. Наилучшими в этом отношении являются такие виды двигательной активности, в которых есть статическое напряжение и растягивание мышц. Такая система разработана в центре нейрореабилитации «Родись заново» и успешно работает.
Активизация пластических процессов в мозге приводит к его структурной перестройке, к формированию здоровых новых нейронных сетей, которые могут полноценно нести всё разнообразие функций мозга, условно разделяемых нами на движение, психику и речь. А по мере формирования здоровых нейронных сетей уже возможно восстановление и развитие двигательных, эмоциональных, когнитивных, поведенческих и речевых умений «шунтированного» ребенка. Всё это включено в индивидуальную программу реабилитации.