ЗПР (задержка психического развития) у детей
Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение скорости (темпов) от нормы психического развития у ребёнка, когда отдельные психические функции (эмоционально-волевая сфера, мышление, память, внимание) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Таким образом, сразу после рождения у ребенка происходит три этапа развития на уровне инстинкта, сознания и личности.
На первом этапе (инстинкт) - у новорожденного сохраняются патологические рефлексы, проявляющиеся повышенным тонусом скелетных мышц и восприятием раздражителей через различные чувственные системы (двигательную, зрительную, слуховую и т. д). На этом этапе ребенок еще не ходит, не понимает происходящего, не испытывает страха. Он активно спит, ест и издает звуки.
На втором этапе (сознание) - активно развивается выносливость, двигательные навыки (ходьба, ловкость и т. д.), эмоциональная сфера, ребенок начинает играть сам с собой, появляется эгоцентрическая речь (разговор с самим собой). Он начинает осознавать мир и испытывать страх. Это естественная стадия психического развития, где страх, самостоятельная игра и внутренняя речь играют важную роль.
На третьем этапе (личность) - формируется общая физическая подготовка, дети начинают заниматься спортом, формируется характер и интеллект. Ребенок активно использует речь, развивается коммуникативность, что является проявлением социализированной речи (монолог и диалог).
В ходе развития ребенок проходит несколько стадий:
1. Импринтинг (первые 6 месяцев жизни, когда формируются первые впечатления от окружающего мира:
свет, звук, гравитация, запах, тактильные ощущения и ощущения движения).
2. Воспитание (с 1 года до 6 лет, происходит через игровую деятельность).
3. Обучение (в школе, осуществляется через учебные занятия).
В каждом периоде развития важно различать понятия:
1. Норма;
2. Задержка развития (лёгкие нарушения);
3. Недоразвитие различных функций ребенка (тяжёлые нарушения).
Норма — это обычный диапазон значений какой-либо характеристики, основанный на усредненных показателях. Врачи оценивают развитие ребенка, сравнивая его физическое, психическое и речевое развитие с нормативами для его возраста. Своевременно заметить отклонения у ребенка родители могут самостоятельно.
Задержка развития означает, что ребенок отстает в своем развитии от ожидаемых темпов в области двигательных навыков (ходьба, координация, гиперактивность, мелкая моторика), умственных способностей (память, внимание, мышление, эмоции) и речи (звукопроизношение, словообразование, понимание и сам диалог).
На первый взгляд ЗПР – это легкие нарушения, а на самом деле – это органическое заболевание с незрелостью или повреждением мозга. Недоразвитие мозга может проявляться в отсутствии определенных функций в развитии ребёнка. Это могут быть проблемы с тонусом мышц и движениями (параличи, нарушение ходьбы, координации), эписиндромом (судороги, тики, гиперкинезы), интеллектом и эмоциями (не понимает, не играет, не смотрит в глаза) или речью (отсутствие самой речи, нет понимания обращенной речи).
Так как ЗПР — это не диагноз, а состояние ребенка. Врачи используют Международную Классификацию Болезней (МКБ-10), чтобы определить тип и степень недоразвития, а педагоги используют свою терминологию-задержка развития (ЗФР, ЗПР, ЗРР).
Задержка физического развития (ЗФР).
Это временное отставание в развитии двигательных навыков. Ребенок может начать держать голову, ползать или ходить позже, чем ожидается.Это временное отставание в развитии двигательных навыков. Ребенок может начать держать голову, ползать или ходить позже, чем ожидается.
Задержка психического развития (ЗПР).
Проявляется проблемами с памятью, мышлением, поведением, эмоциями, гиперактивностью со снижением внимания либо чрезмерной медлительностью, снижением зрительного и слухового внимания, отклонениями формирующегося характера, неуспеваемостью в школе. Это состояние находится ниже возрастной нормы.
Задержка речевого развития (ЗРР).
Это отставание в развитии речи. Ребенок может не достигать ожидаемых навыков, таких как лепет, произнесение слов или формирование предложений. Различают несколько видов задержек, такие как медленный темп речи, аграмматизмы, забывание слов, заикание и другие нарушения коммуникаций.
Каждый малыш развивается в своем темпе. Но надо помнить, что до 5 лет мозг ребенка находится в процессе активного роста и формирования. Поэтому, если вы заметили или даже подозреваете какое-либо отставание в его развитии, обращайтесь за помощью! Мы здесь, чтобы поддержать вас и вашего малыша на пути к здоровому будущему.