Сначала формируется — 0 этаж (спинной мозг), далее — 1 этаж (ствол мозга), далее — 2 этаж (средний мозг), далее — 3 этаж (промежуточный мозг), далее — 4 этаж (подкорка) и только потом — 5 этаж (кора больших полушарий). «Сборка» мозга — это последовательное формирование этажей мозга и постепенная его зрелость (образование нервных клеток, формирование контактов между ними, далее — соединение в зрелую нервную систему).
Главная причина недоразвития речи — это недоразвитие зон мозга,
отвечающих за глотание, жевание, слух, понимание и саму речь.
Причины Недоразвития речи у детей
У ребенка мозг при рождении изначально незрелый, как и сам малыш, 4-го и 5-го этажа у новорожденного нет. Мозг растёт до 5 лет.
В результате недоразвития нервных клеток у ребёнка с Недоразвитием речи, на 1-м, 2-м и 3-м этажах останавливается развитие речевой системы. В больших полушариях (кора и подкорка) возникает незрелость нейронов, образование кист, нарушение процессов миелинизации (изолирующий слой вокруг нервного волокна) и грубая «поломка» в речевых зонах.
В процессе реабилитационных занятий происходит стимуляция механизмов созревания нервной системы. Незрелые нейроны превращаются в зрелые, формируя новые контакты (синапсы). В результате – исчезает основная причина недоразвития речи – незрелость мозга. Устраняя причину, формируется «здоровая» электрическая активность мозга (возрастная норма), и ребенок становится здоровым.
Если «сборка» мозга произошла неверно или не полностью, то можно «вернуться назад» в место «поломки» мозга и «собрать» дом заново.
3 этаж – промежуточный мозг
1 этаж – ствол мозга с мозжечком
- Эгоцентрическая речь (речь для себя)
- Внешняя речь (речь для других)
Используя метафору о строящемся доме, в народе кору и подкорку иногда называют «крышей» всего мозга. У детей с недоразвитием речи – «здание и сама крыша» еще не «достроены. Чтобы ее достроить, нужно пройти все этапы речевого развития заново и последовательно.
Существует три этапа развития речи: