Авторизация на сайте

Обратный звонок
+7 (831) 293-42-32
8 800 550 35 40 (звонок бесплатный)
vkontakte facebook lj YouTube Google+ Twitter
...

Директор центра реабилитации,
кандидат медицинских наук,
академик РАЕН





Наши услуги

В реабилитационном центре Вы получите консультации высококвалифицированных специалистов

К Вашим услугам предоставляются современные клинические и инструментальные методы обследования

Комплекс длительных специальных мероприятий, направленных на восстановление несформированных или утраченных функций центральной нервной системы

В нашей клинике вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне.




 Аннотация на научное открытие

Вместо предисловия.

Прочитав научное открытие «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека в онтогенезе», Вы поймёте, что нервные клетки восстанавливаются, а мозг стал познаваемым. Кроме того, Вы узнаете, что адаптация человека к новым условиям начинается с нейрореактивности, которая проявляется электрической активностью мозга. Пластичность мозга человека или изменчивость центральной нервной системы при вполне определенных дозированных нагрузках убедительно доказана. Реальными возможностями управляемой регенерации нейронов может воспользоваться каждый и в любом возрасте.

Общие вопросы нейронаук.

У человека, у которого имеется повреждение мозга, пусть из-за недоразвития (дизонтогенез) или в результате какого-либо заболевания (неврологического или психического), - это катастрофа. Катастрофа в мозге (головном или спинном) – это катастрофа всей его жизни. Мозг – это Центральная Нервная Система (ЦНС), которая отвечает за все. ЦНС является системообразующей для человека. С мозгом связаны все внутренние функции (сердцебиение, дыхание, пищеварение и др.) и все внешние функции (движение, поведение, речь и др.). Всем понятно, что основная функция ЦНС – это адаптация человека к меняющейся жизни, т.е. к нагрузкам. Если подстройки человека, через его локомоции, психику или коммуникации не происходит, то в результате естественного отбора он (ЧЕЛОВЕК) погибает.

Если все таки катастрофа в жизни человека возникает, то Теория катастроф четко описывает механизм восстановления функций. Чрезмерный (патологический стимул или дистресс) обязательно приведет к дефекту или к точке невозврата, а этапы нормального развития (знания, умения, навыки) исчезнут. На Рисунке № 1 красной стрелкой показан этап формирования дефекта (паралич, олигофрения, афазия), который обязательно приведет к смерти человека.

1. Теория Катастроф
1. Теория Катастроф

Так, например, если на третьем этапе онтогенеза (развитие человека после рождения) произошел перелом в суставе и сформировался дефект скелета, то хирург осуществляет поломку «старого перелома» и возврат к анатомической целостности сустава. На Рисунке № 2 красной стрелкой показан поэтапный принудительный возврат в точку поломки и развитие до возрастной нормы. То же самое происходит при нарушениях нервной системы с двигательными, психическими и речевыми дефектами у человека (рис. № 2). Нагрузку в виде дозированного (физиологический стимул или эустресс) стимула прикладывают к дефектному или поврежденному мозгу.

2. Механизм редрессации и реабилитации
2. Механизм редрессации и реабилитации

Условные обозначения:
0 – оплодотворение
1 – беременность
2 – импринтинг
3 - воспитание
4 - обучение
5 - самообразование

На сегодняшний день у специалистов в области нейронаук существует две огромные методологические проблемы. Поняв их, можно кардинально изменить фундаментальные основы физиологии и медицины.
Суть первой проблемы заключается в том, что врачи тормозят нейрофизиологические процессы, поэтому человек с поврежденным или незрелым мозгом не развивается и плавно умирает. Это показано синей стрелкой. Больной становится инвалидом и плавно погибает от недуга.

Всем понятно, что у человека с повреждённым или незрелым мозгом система речи, психики и движения также сформированы неправильно. Если нервная система уже сформирована с дефектом или разрушена болезнью, то неправильные нейроны и их связи, генерирующие патологические нервные сигналы, нужно разрушить. Старая пословица гласит, - «Не разрушив старое, не построишь новое». Таким образом, для развития или разрушения патологических связей в мозге надо активировать ЦНС, а не тормозить электрофизиологические процессы. Иначе дефект сохранится на всю жизнь.

Суть второй проблемы заключается в том, специалисты в области нейрофизиологии и восстановительной медицины у больных с поврежденным или незрелым мозгом (в нашем случае - в неврологии и психиатрии) плохо понимают разницу между лечением и реабилитацией.

Любая научная дисциплина базируется на чётком понятийном аппарате. В реабилитологии одним из основных понятий является функция, так как восстановление функций является основной задачей реабилитологов. И хотя о единстве структуры и функции говорил ещё Р. Декарт, до сих пор нет чёткого определения, связующих эти два понятия. Образно о структуре и функции высказался терапевт В.Х. Василенко: «Функция без структуры немыслима, а структура без функций бессмысленна». Взаимоотношения структуры и функции до сих пор являются предметом острейших дискуссий. На Рисунке №3 приведены обобщающие данные влияния на функцию, а через нее на структуру клеток (в нашем случае – нейрон) и самой ткани (в нашем случае - нервной).

3. Взаимоотношения структуры и функции
3. Взаимоотношения структуры и функции

История медицины.

С момента формирования человеческого общества, его сопровождали инфекционные заболевания и эпидемии, которые чаще всего заканчивались смертью. Так, например, Париж в ХIV веке от чумы или холеры вымирал за неделю на 80%. Трупы лежали прямо на улицах. Страх от особо опасных инфекций до сих пор сидит в нашем подсознании.

Огромные усилия ученых легли в основу открытия эры антибиотиков. Подавление активности микроорганизмов «тайно забравшихся» в организм человека, лежит в основе практически всех фармакологических средств. Именно этот механизм плавно перекочевал в процесс лечения и реабилитации больных с неврологическим и психическими заболеваниями. Вот именно по этому, на сегодняшний день, тушение пожара – это основной механизм при лечении и реабилитации больных с поврежденным или незрелым мозгом.

Ничего в мозге тушить не надо...

Именно этот факт мешает развитию нейронаук. Нейрофизиологи, неврологи, психиатры находятся под гипнозом фармакологии. Ничего в мозге тушить не надо. Нервные клетки формируют электрический заряд. Это их естественная работа. Нейроны могут находиться или в состоянии возбуждения или в состоянии торможения. Как известно, мозг состоит из нейронов, которых 1012 штук. Они разложены по этажам (спинной мозг, ствол мозга, средний мозг, промежуточный мозг, подкорка и кора). В мозге или ЦНС – эти электрические состояния формируют ритм сна и бодрствования. В состоянии бодрствования человек проявляется двигательным, поведенческим или речевым актом. Вот так все просто.

С момента рождения мозг работает по другим законам, а именно по законам физики. В основе электродинамики лежит понятие электричество и генерация сигналов.

Электрофизиология.

В основе современных представлений о структуре и функции мозга лежит нейронная теория, рассматривающая ЦНС как совокупность синаптически связанных между собой нервных элементов – нейронов. Однако, несмотря на то, что нервные клетки, из которых построен мозг, составляют единую особым образом организованную сеть, сложность ЦНС настолько велика, что для анализа её функциональных свойств целесообразно разделение всего мозга на определённые области или этажи в соответствии с их макроструктурой, развитием, функцией и нейронной организацией. Взаимодействие нервных клеток составляет основу целенаправленной деятельности человека.

Интересно отметить, что электрические сигналы регулируют молекулярные сигналы, которые запускают рост аксонов, дендритов и шипиков на них, а также образование связей. Электрическая активность играет роль в установлении паттерна связей. Основой рефлекторной (отражательной) деятельности нервной системы является так называемая дуга рефлекса – комплекс специфически организованных нервных элементов, взаимодействие которых необходимо для осуществления двигательного, поведенческого и речевого акта.

Основой рефлекторной (отражательной) деятельности нервной системы является так называемая дуга рефлекса – комплекс специфически организованных нервных элементов, взаимодействие которых необходимо для осуществления двигательного, поведенческого и речевого акта

Рефлекторная дуга состоит из афферентной, центральной и эфферентной частей, связанных между собой с помощью синаптических соединений. Поступающие по афферентным путям электромагнитные импульсы через синаптические переключения активируют различные этажи ЦНС (спинной мозг, задний мозг с мозжечком, средний мозг, промежуточный мозг и передний мозг, включающий стриопаллидарную систему подкорковых ядер и кору больших полушарий). Афферентные импульсы, необходимые для возникновения ответной реакции человека могут замыкаться на нейроны восходящих трактов, а могут состоять только из двух или трёх нейронов.

В зависимости от степени зрелости мозга человека двигательный, поведенческий и речевой стереотип (эфферентные импульсы) также может замыкаться (проявляться) соответственно: на уровне рефлекса, на уровне инстинкта, на уровне сознания, на уровне личности и на уровне индивидуальности. Стереотипный характер этих эфферентных реакций предполагает, что на каждом этаже ЦНС имеется ряд врождённых и приобретённых двигательных, поведенческих и речевых программ, которые «проигрываются» после получения соответствующей команды.

Таким образом, включая и выключая электрическую активность на разных этажах мозга, нервная система выполняет работу по развитию, поддержанию, контролю и обеспечению всех функций человека.

«...Как известно, мозг состоит из нейронов, которых 1012 штук. Они разложены по этажам (спинной мозг, ствол мозга, средний мозг, промежуточный мозг, подкорка и кора). В мозге или ЦНС – эти электрические состояния формируют ритм сна и бодрствования. В состоянии бодрствования человек проявляется двигательным, поведенческим или речевым актом...»

4. Этажи мозга
4. "Этажи мозга"

Актуальность.

На сегодняшний день по-прежнему и чаще всего используются медикаментозные средства реабилитации, которые направлены на управление механизмом торможения, несмотря на то, что в нейрофизиологии ЦНС имеются два процесса: торможение и возбуждение и поведение человека, безусловно, регулируется также механизмами возбуждения.

Надо сказать, что, начиная от Павлова до сегодняшних дней, практически весь ХХ век был посвящен исследованиям на животных. Самая больная тема в нейронауках – это управляемая регенерация нервной ткани. Учёным из Швейцарского политехнического университета г. Лозанны удалось вернуть возможность снова ходить полностью парализованным крысам. Им в двух местах перерезали спинной мозг. После фармакотерапии, электрической стимуляции и физических упражнений в виде растяжек крыса на 100 % восстановила утраченные двигательные функции. В основе восстановления и компенсации нарушенных функций при повреждениях мозга, лежат механизмы нейропластичности - способности различных отделов ЦНС к реорганизации за счет, прежде всего структурных изменений нейронов их коротких и длинных отростков, а также связей между ними в виде сипапсогенеза.

Ранее в начале ХХ века, работах Павлова, Уотсона, Хексли было доказано, что афферентная стимуляция (на вход) двигательного, зрительного и слухового анализаторов приводит к активации биоэлектрической активности ЦНС и имеет непосредственное отношение к изменению всех поведенческих реакций человека.

Данный подход к управлению процессами ЦНС получил название «бихевиоральный», однако применялся в основном в эксперименте на животных и в современной реабилитационной практике восстановления всех физических, психических и речевых функций, регулируемых ЦНС, в полной мере не использовался, в основном в связи с отсутствием данных о максимально возможных и предельно допустимых нагрузках для больного человека.

В настоящее время предельные физические нагрузки применяются только в спорте высших достижений и экстремальных видах спорта и устанавливаются и оцениваются в соответствии с критерием «на грани переносимости».

Предельные же нагрузки и критерии их оценки для психических и речевых нагрузок в настоящее время, насколько известно авторам, нигде не описаны и на практике не используются.

Не разработаны также и методики реабилитации, основанные на активации механизмов возбуждения афферентной стимуляция двигательных, зрительных и слуховых анализаторов

Надо признать, что с позиции доказательной медицины в ХХ в. не было предложено эффективных методов восстановления функций человека при стойких нарушениях движения, поведения и речи. Все технологии (электромиостимуляция, электрошоктерапия, мануальная терапия, иглорефлексотерапия и другие методы восстановительной медицины) применяемые при восстановлении больных и инвалидов с хроническими неинфекционными заболеваниями c выраженными двигательными, психическими и речевыми дефектами (черепно-мозговые и спинальные травмы, детский церебральный паралич, олигофрения, шизофрения, эпилепсия, заикание и др.) отличаются тем, что они,
во-первых, не полностью и не активно включают системные и компенсаторные механизмы защиты человека, а
во-вторых, нет многократно повторяющихся и длительных воздействий на человека.

Реабилитация в настоящее время находится, по образному выражению, «под наркозом или гипнозом фармакологии», в плену эмпирических или виртуальных схем восстановления нарушенных функций.

В данной работе использованы имеющиеся на сегодняшний день важные положения нейрофизиологии человека.

Во-первых, это идея нервизма И.П. Павлова, касающаяся доминирующей роли нервной регуляции при управлении функциями организма.

Во-вторых, это онтогенетический подход при формировании различных отделов центральной нервной системы и принципы системогенеза, взаимодействия различных функциональных систем П.К. Анохина.

Теория функциональных систем П.К.Анохина является логическим продолжением классической рефлекторной теории о нейро-висцеральных (пищевых) взаимодействиях и учения И.П.Павлова об условных рефлексах. Нейрофизиологические механизмы самых различных патологических систем исследуются сегодня с помощью регистрации и анализа различных видов биоэлектрической активности головного мозга, и в частности с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Эти методы регистрации биопотенциалов мозга открыли новую эру в изучении его деятельности и регистрации основных процессов: дифференцировка нейронов, миелинизация аксонов, ветвление дендритов, синапсогенез и нейротрансмиттерные взаимодействия.

В-третьих, это концепция Г. Селье о развитии стресс-реакции. В начале ХХ в. Г.Селье изучил реакцию организма на внезапное чрезмерное повреждение. Реакция оказалась универсальной, не зависящей от природы воздействующего фактора (физическая нагрузка, боль, страх, холод и пр.).

Такую реакцию Г. Селье назвал стрессом. Он выделял два вида стресса - эустресс (нагрузки, повышающие физиологические ресурсы организма) и дистресс (нагрузки, истощающие физиологические ресурсы организма). Между собой они отличаются интенсивностью и продолжительностью фактора воздействия и величиной паузы рекреации (восстановления).

В-четвертых, это экспериментальные и морфологические данные описанные К.Лоренц, которые имеют огромное значение в определенный критический период жизни (период раннего онтогенеза или импринтинг).

В-пятых, это регулирующая роль нервной активности в реализации генетической информации, которую подтвердил Л.В.Крушинский с соавторами. Они установили, что проявление ряда генетически детерминированных поведенческих актов зависит от уровня возбуждения ЦНС.

В-шестых, это существование временных и жестких связей в ЦНС, которые представлены в научных трудах Н.П.Бехтеревой.

В-седьмых, это активация генератора патологически усиленного возбуждения в ЦНС, который изучается Г.Н.Крыжановским.

В-восьмых, это интегративный подход в саногенезе болезней повреждённого мозга, который отражен в работах В.Д.Трошина.

В-девятых, молекулярно-генетические механизмы пластичности нервной системы, лежащие в основе не только таких процессов, как адаптация, коррекция, восстановление утраченных функций, но и процессов обучения, хранения и воспроизведения памяти.

На основании многолетних электроэнцефалографических исследований и записи клинической картины различных заболеваний, предлагаются соображения о путях повышения эффективности использования метода электроэнцефалографии и её корреляции с основными функциями человека (биомеханика, поведение, коммуникации). Мы использовали ЭЭГ не только для диагностики эпилепсии. ЭЭГ является интегративной характеристикой состояния целой системы «Человек», с помощью которой можно определить ход процессов внутри мозга и в результате деятельности всей нервной системы.

В итоге получается, что динамика биоэлектрической активности (БЭА) и сама деятельность человека (двигательная, психическая, речевая) характеризует весь процесс восстановления нейронных «ансамблей» в мозге или «сборки» всей нейрональной сети. В процессе направленной структурно-функциональной адаптации, т.е. на первом этапе реабилитации, происходит разрыв нестойких (гибких) связей, а на втором этапе – заново формируются оптимальные (жесткие) нейро-моторные (двигательные), нейро-визуальные (зрительные) и нейро-вокальные (слуховые) взаимоотношения.

Модель электрофизиологических изменений
5. Модель электрофизиологических изменений

На сегодняшний день у млекопитающих уже известны морфо-функциональные проявления сенсорного притока (афферентация) и депривации (деафферентация) в раннем онтогенезе. Любой раздражитель оказывает двоякое действие на организм – специфическое и неспецифическое. Первое, биохимическое, связано с качеством раздражителя, его способностью вызывать определённые изменения в гомеостазе. Это явление называется адаптивность. Второе, биофизическое, действие является следствием способности раздражителя вызывать нарушение электростатического равновесия в нервной системе независимо от того, где или в каком анализаторе оно вызывается. Это явление называется реактивность.

Таблица №1. Виды адаптивности и реактивности человека
Таблица №1. Виды адаптивности и реактивности человека

Сущность открытия заключается в применении у человека комплекса специальных методик в виде длительных, онтогенетически ориентированных, постоянно возрастающих, многократно повторяющихся и дозированных нагрузок: физических - в виде выполнения гимнастического упражнения «сед согнувшись» в статическом изометрическом режиме, психических - в виде эмоциональных стрессов с моделированием трагедии, речевых - в виде выполнения логопедических и фонопедических упражнений после прослушивания длительных громких звуков вербального и невербального характера. В результате происходит восстановление структурно-функциональной зрелости мозга человека, обусловленное системной активацией электрической активности всей нервной системы.

В процессе реабилитации формируется качественно-новый (единый) двигательный, поведенческий и речевой стереотип. В отличие от применяемых щадящих методов реабилитации для больных с выраженными двигательными, психическими и речевыми дефектами, предложенные автором методы тренировки являются тренингом «до отказа» (на грани переносимости), т.е. сила внешнего стимула была дозировано большой, значимой для развития стресс-реакции (по Г.Селье). Как в спорте высших достижений к пиковым нагрузкам подходят постепенно ( 6).

6. Модель пиковых нагрузок в процессе тренировки нагружением или реабилитации
6. Модель пиковых нагрузок в процессе тренировки нагружением или реабилитации

В основу этого открытия положена авторская методика - система комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Адаптивно-физическая (АФР), психолого-педагогическая (ППР) и вокально-речевая реабилитация (ВРР) являются составными частями общей модели медицинской реабилитации. Позиционно-гимнастическая реконструкция тонуса мышц в форме глубокой растяжки с отягощением даёт уникальную возможность формирования рефлекторной, инстинктивной, сознательной, личностной формы управления движением, тем самым способствуя раскрытию миелиновой оболочки, коррекции нейроглии и синапсов.

Художественно-постановочная реконструкция значимых событий жизни в форме психологической трагедии с аффектом даёт уникальную возможность формирования рефлекторной, инстинктивной, сознательной, личностной формы управления поведением, тем самым способствуя раскрытию механизма мотиваций, коррекции сознания и подсознания. Фонационно-лингвистическая реконструкция родной речи в форме интенсивного обучения с громким голосом с вестибулярными нагрузками создаёт условия для формирования рефлекторной, инстинктивной, сознательной, личностной формы управления языком, тем самым способствуя раскрытию механизма голосообразования, коррекции внешней и внутренней речи.

В основе комплексной реабилитации лежит онтогенетически последовательная стимуляция развития (мотогенез, психогенез, логогенез) с учётом качественных специфических нарушений, характерных для разных клинических форм заболевания. С помощью онтогенетически ориентированной кинезиотерапии, психотерапии и логотерапии осуществляется глубокая растяжка мышц (перетяжка), глубинная психотерапия (перевоспитание), глубокое растормаживание речи (переобучение), влияющая на выносливость, внимательность и коммуникабельность. Основной особенностью реабилитационной тренировки является создание максимального уровня напряжения (с учётом клинических особенностей и стадии заболевания).

Используемый «неспецифический» раздражитель как «условно-деструктивный» фактор формирует реабилитационный потенциал, способствующий развитию качественно нового уровня организации движения и (или) поведения и (или) речи.

Детерминантой выступает генератор временно-патологически усиленного возбуждения в двигательном, зрительном и слуховом анализаторе, к образованию которого вследствии боли, страха и крика приводит глубокая растяжка с отягощением, психологическая трагедия с аффектом и громкий голос с вестибулярными нагрузками. Мощная афферентная атака (стимуляционно-активирующий фактор) ведёт к глубинной позитивной перестройке организма и формирует новые нейронные конструкции в мозге. Весь характер волнового процесса (скачок напряжения) в цикле реабилитации даёт основание для управления регенерацией (репаративное воспаление), мышлением (патологиченский аффект), речью (внутреннее словообразование).

7. Процесс перехода от здоровья к болезни и наоборот
7. Процесс перехода от здоровья к болезни и наоборот

По данным мировой литературы, при естетсвенном созревании мозга ребёнка без патологии (т.е. при устойчивых электродинамических состояниях нервной системы) отмечается чёткая закономерность: медленные волны сменяются на быстрые. С позиции «функциональной топографии» мозга отмечается такая же закономерность, сначала ствол мозга, далее - средний мог, потом подкорка и кора больших полушарий (Kuhlman, 1980, Жирмунская Е.А.1996). Алгоритм или динамика формирования ритма ЭЭГ (частотно-амплитудная характеристика) у младенца в процессе его взросления такова:

дельта(1 - δ) - тета (2 - θ) – альфа (3 - α)

В контрольной группе клинико-электроэнцефалографические данные, полученные при динамическом наблюдении за этими больными в процессе медикаментозного восстановительного лечения показали, что патологическая система не прекращает своего существования, а только видоизменяется .

Этот вывод соответствует общелитературным и мировым данным (Гусев Е.И., Крыжановский Г.Н., 2009). В процессе жизни у этих больных на ЭЭГ появляются очаговые и диффузные проявления (паттерны). С помощью ГПУВ эта патологическая система оказывает дизрегуляторное (дизинтегральное) действие на всю ЦНС, которое может привести к более выраженным психо-неврологическим заболеваниям.

8-0. Корреляции между структурами мозга и биоэлектрической активностью мозга
8-0. Корреляции между структурами мозга и биоэлектрической активностью мозга

В процессе реабилитационных занятий устойчивый ритм мозга меняется на временную дизритмию, которая заканчивается пространственно-временной гиперсинхронизацией и новой электроэнцефалографической картиной. При неустойчивых электродинамических состояниях нервной системы в процессе реабилитации больных с двигательными, психическими и речевыми дефектами отмечается определённая закономерность: быстрые волны сначала сменяются на медленные, а затем вновь на быстрые.

С нейрофизиологической точки зрения в результате системной активации генетического аппарата нейронов или направленной структурно-функциональной адаптации происходит последовательное раздражение определенных структур мозга или уровней, а иногда вплоть до выпадения функций. С электрофизиологической точки зрения в ЦНС формируется доминанта с последующей деафферентацией.

Чрезмерное напряжение на мембране нейронов того или иного анализатора, которое формируется из-за генерации импульсных токов в периферическом конце анализатора (мышцы, глаза, уши) приводит к активным электрическим процессам, вплоть до фазы рефрактерности, что характеризует синтез аминокислот в ядре нервной клетки. С клинической точки зрения в зоне пиковых нагрузок сначала происходит обострение основного заболевания, а потом восстановление структруно-функциональной зрелости мозга до возрастной нормы. Алгоритм или динамика ритма ЭЭГ в процессе реабилитации такова:

альфа(3) – тета(2) – дельта(1) – тета(2) – альфа(3)

Иными словами – сначала частичное разрушение системы или возвращение в исходное состояние, а потом восстановление до возрастной нормы. С электрофизиологической точки зрения в момент пиковой нагрузки определенный патологический участок или несколько зон в мозга, особенно сенсомоторная, слуховая и зрительная кора попадают в зону деафферентации. Искусственно производят «обнулирование заряда» на нейронах, затем опять возбуждение в ЦНС и формирование заново новых нейронных «ансамблей». Клинико-электроэнцефалографические данные, полученные при динамическом наблюдении за этими больными в процессе реабилитации, показали, что патологическая система не только видоизменяется, но и может исчезать полностью.


8-1. Динамика средних амплитуд медленных (тета, дельта) и быстрых (альфа, бета) волн в процессе реабилитации
8-1. Динамика средних амплитуд медленных (тета, дельта) и быстрых (альфа, бета) волн в процессе реабилитации


8-2. Схема отведения электродов при проведении ЭЭГ
8-2. Схема отведения электродов при проведении ЭЭГ

Таким образом, целью восстановительной терапии является активация адаптивно-компенсаторных факторов, вызывающих усиление генерации патологического возбуждения по принципу «восстановление через обострение».

8-3. Динамика ЭЭГ в процессе реабилитации
8-3. Динамика ЭЭГ в процессе реабилитации

9. Модель выхода из болезни (через обостение)
9. Модель выхода из болезни (через обострение)

Активация клинических проявлений является типовым патологическим процессом, характеризующихся дезинтеграцией и растормаживанием нервных структур, которая проявляется деафферентацией и денервацией (Г.Н.Крыжановский, 2009). Из-за «включения» системных механизмов защиты и многократно повторяющихся воздействий в интенсивном режиме (зона максимальных нагрузок) или «до отказа патологических функций» (зона предельных нагрузок) происходит формирование новых условно-рефлекторных связей на уровне коры, подкорки, промежуточного, среднего и спинного мозга.

Это не что иное как пространственно-временной синхронизация ритмов со всех «этажей» мозга. Конечным этапом восстановительной терапии является реафферентация, спраутинг и реиннервация. С позиции нейроонтогенеза, человек должен вернуться на преморбидный этап онтогенеза.

При выраженных или стойких неврологических и (или) психиатрических и (или) логопедических дефектах могут возникать признаки локального отёка головного или спинного мозга с симптомами, подобными энцефало-миело-поли-невриту или панэнцефалиту. Чем тяжелее состояние больного, тем более выражена фаза обострения, в т.ч. температурные реакции и признаки иммунодефицита, которые отражают процесс репаративного воспаления в самом мозге. (для справки: репаративное воспаление связано со стимуляцией развития; отличается от инфекционного и аллергического).

10. Спектр амплитуд основного ритма человека по ЭЭГ
10. Спектр амплитуд основного ритма человека по ЭЭГ

В рамках оценки общего состояния человека выделяют следующие уровни:
1. удовлетворительное
2. средней степени тяжести
3. тяжёлое
4. крайней степени тяжести

Чтобы изменить деятельность всей нервной системы, необходим временный срыв адаптации, который проявляется временной дезадаптацией. Общее состояние может снижаться с уровня 1 на уровень 2. Если больной находится на уровне 2, то его состояние постепенно должно перейти на уровень 3. Если перегрузка не дозируется, то переход может быть не плавный, а скачкообразный от 1 уровня (удовлетворительное) сразу на 3-й (тяжёлое) или 4-й (крайней степени тяжести).

11. Изменения состояния человека с поврежденным или незрелым мозгом в процессе реабилитации
11. Изменения состояния человека с поврежденным или незрелым мозгом в процессе реабилитации
Условные обозначения:
1 – стимул, минимальная нагрузка на уровне урока
2 - стимул, средняя нагрузка на уровне интенсивного занятия
3 – стимул, максимальная нагрузка на уроне до отказа патологических функций
Зона насыщения функций
– это вновь приобретаемые умения, навыки или способности

Таким образом, алгоритм или динамика ритма ЭЭГ в процессе реабилитации такова:

– β - α – θ –    δ    – θ – α – β -

Иными словами – сначала частичное разрушение системы или возвращение в исходное состояние, а потом восстановление до возрастной нормы. С электрофизиологической точки зрения определенный патологический участок или несколько зон в мозга, особенно сенсомоторная, слуховая и зрительная кора попадают в зону функциональной деафферентации. Искусственно производят «обнулирование заряда» на нейронах, затем опять возбуждение в ЦНС и формирование заново новых нейронных «ансамблей».

Со времен Гиппократа известно, что все болезни проходят через обострение, и если они хронические, то их переводят в острую или активную фазу. Результаты исследований подчёркивают, что патогенное значение стресса необоснованно преувеличивается, заслоняя от внимания исследователей его функцию как важного звена адаптации. Следовательно, обострение в виде выраженных клинических проявления доказывает, что нарушение ЭДС и гомеостаза не может однозначно трактоваться в качестве патогенного начала. Оно является стресс-синдромом организма или репаративным воспалением как сложившимся в процессе эволюции необходимым неспецифическим звеном более сложного целостного механизма приспособления к окружающей среде, в его положительном для человека значении.





Впервые установлено, что дозированные специальные нагрузки через активацию стресс-стимулирующей системы, длительную деполяризацию нейронных «ансамблей» с развитием пессимального торможения и функциональной деафферентации, вызывают разрушение первоначально сформировавшегося патологического очага в головном и спинном мозге, активируют пластические процессы в ЦНС.

Разработанные автором методики научения, обогащения новой афферентной информацией, формируют качественно-новый, единый двигательный, поведенческий и речевой стереотип. Таким образом, влияние нервной системы на ткани человека реализуются через специфические механизмы, т.е. холинергические и адренергические рецепторы, имеющиеся на клетках, через изменение активности желёз внутренней секреции, центры регуляции которых находятся в гипоталамусе или через образование нейропептидов, а также через неспецифические механизмы, т.е. электродинамические процессы в мозге. Выявленные циклические изменения функциональной активности ЦНС открывают новые возможности в управлении пластичностью развитого мозга, молекулярные механизмы которого ещё требуют изучения.

Уже в ХХI в. философские категории (структура и функция) могут напрямую отражаться в современных научных категориях (генетика и кибернетика). Автору удалось удачно использовать модели развития неживых систем применительно к живому объекту – мозгу человека. На основании проведенных исследований можно сказать, что при использовании специальных видов нагрузки (вид тренинга - «до отказа» + научение) запускаются механизмы фенотипического контроля разных этапов постнатального развития. В результате направленной структурно-функциональной адаптации в виде комплекса восстановительных мероприятий по адаптивно-физической, психолого-педагогической и вокально-речевой реабилитации, человек заново проходит все этапы физического, психического и речевого развития.

13. Виды реактивности: зоны адаптации, дизрегуляции и декомпенсации
13. Виды реактивности: зоны адаптации, дизрегуляции и декомпенсации

В процессе прохождения по реабилитационному маршруту осуществляется системная активация генетического аппарата нейрона с функциональным геномным импринтингом. Следовательно, с помощью методик, основанных на концепции «возвратного нейроонтогенеза» можно «реставрировать» патологическую нейрональную сеть и сформировать новую динамическую организацию мозговых систем.

14. Механизм возвратного нейроонтогенеза (общий реабилитационный синдром)
14. Механизм возвратного нейроонтогенеза (общий реабилитационный синдром)

Виды реактивности человека:
Р1 – раздражимость С – сознание
Р2 – рефлекс Л – личность
И – инстинкт И – индивидуальность

В данной работе наиболее полно рассмотрены общие теоретические вопросы развития биомеханики, поведения и общения человека, а также дана тщательная оценка результатов восстановления инвалидов с проблемами нервной системы, психики и речи. Вопросы реабилитации рассмотрены через призму системной активации генетического аппарата нейрона с функциональным геномным импринтингом, что открывает «дверку» в онтогенез каждого человека. Комплексная реабилитация в виде управления процессами регенерации нервных клеток, программирования мыслительной деятельности, восстановительного обучения родному языку создаёт основу для формирования (заново) утраченных функций человека.

Для оценки характера патологических нарушений, автором разработана шкала развития основных функций, которая показывает вектор развития человека в баллах (10-бальная шкала).
- двигательная функция (шкала представлена по степени сложности): лежит – держит голову – сидит – ползает – стоит – ходит – бежит – кувыркается – стоит на руках – фляг – сальто;

15-1.Двигательная функция


- психическая функция (шкала представлена по степени сложности): кома – сон – психомоторное возбуждение – олигофрения- шизофрения- психоз – психопатия – невроз – акцентуация характера – творчество;

15-2.Психическая функция


- речевая функция (шкала представлена по степени сложности): дыхание –фонация – артикуляция звуков – слоги – слова – устойчивые выражения – предложения - текст.

15-3. Речевая функция

В процессе восстановительной терапии, с функциональной точки зрения, человек сначала «откатывается» на одну-две позиции назад, а потом восстанавливается до возрастной нормы. Степень распада (возврата) функции зависит от функциональной зрелости или «функциональной насыщенности»:

16. Возвратный нейроонтогенез
16. Возвратный нейроонтогенез

Таким образом, используя качественную и количественную оценку комплексной реабилитации, можно точно определять оптимальный уровень напряжения с учётом клинических особенностей и стадии заболевания у пациентов. Впервые осуществив коррекцию очень сложных двигательных, психических, речевых дефектов человека и его мозга, открыта «дверь в нейроонтогенез» человека. Вскрыт концептуальный механизм пато-и саногенеза. Переход от функциональных систем (по П.К.Анохину) к патологическим системам (по Г.Н.Крыжановскому) осуществляется через недозируемый стресс (дистресс по Г.Селье или чрезмерное повреждение). Переход от патологических систем (заболевание) к новым функциональным системам (выздоровление) осуществляется через дозируемый стресс (эустресс по Г.Селье или стимуляция в процессе тренинга + научение). Стимул или нагрузка увеличивается постепенно и дозированно: от уровня урока, далее - интенсивное занятие, а только потом - тренинг «до отказа».

17. Влияние стресса на переход основных состояний человека ЗДОРОВЬЕ в БОЛЕЗНЬ и наоборот БОЛЕЗНЬ в ЗДОРОВЬЕ
17. Влияние стресса на переход основных состояний человека ЗДОРОВЬЕ в БОЛЕЗНЬ и наоборот БОЛЕЗНЬ в ЗДОРОВЬЕ

Можно сделать вывод, - «Как ребенок через стресс, рождается на свет, так и больной перерождается в здорового человека». Всякая истина проходит в человеческом уме три стадии: сначала — какая чушь!; затем — в этом что-то есть; наконец — кто же этого не знает!

Вся приведённая нейроэлектрофизиология подтвердила принципиально новое явление восстановления структурно-функциональной целостности нервной системы человека, которая обусловлена системной активацией электрической активности мозга. Ценность этого открытия для биологического, психического и речевого развития человека на уровне нации и в целом в популяции неоценима. Методики, которые использовались в процессе реабилитации больных с неизлечимыми ранее болезнями (спинальная травма с верхним вялым парезом и спастической нижней параплегией, детский церебральный паралич, эпилепсия, олигофрения, шизофрения) могут активно внедряться в практику современных реабилитационных центров.

Представленные автором исследования позволяют сделать вывод, что в результате восстановления утраченных или несформированных функций регенерационный, мыслительный и лингвистический процесс становится управляемым. При исправлении дефектов развития или заболевания необходимо дозированное, многократно повторяющееся усилие. Восстановление единой линии развития человека происходит с помощью реабилитационно-коррекционных технологий (АФР, ППР, ВРР), моделирующих нейроонтогенез. Таким образом, можно констатировать прорыв в концептуальных основах общей теории медицины, педагогики и лингвистики.

Однако, на сегодняшний день кризис общей модели развития человека проявляется различными в нейронауках концепциями. В целом, до этого открытия создавалось впечатление, что в восстановительной медицине, коррекционной педагогике и клинической лингвистике отсутствует некая её осевая идея, главное направление деятельности. Другими словами, до этого открытия отсутствовала интегративная теория медицинской реабилитации, специальной психологии и нейрореабилитации речи.

18. Бихевиоральный подход в нейронагрузках
18. Бихевиоральный подход в нейронагрузках

«...в начале ХХ века, работах Павлова, Уотсона, Хексли было доказано, что афферентная стимуляция (на вход) двигательного, зрительного и слухового анализаторов приводит к активации биоэлектрической активности ЦНС и имеет непосредственное отношение к изменению всех поведенческих реакций человека. Данный подход к управлению процессами ЦНС получил название «бихевиоральный», однако применялся в основном в эксперименте на животных и в современной реабилитационной практике восстановления всех физических, психических и речевых функций, регулируемых ЦНС, в полной мере не использовался, в основном в связи с отсутствием данных о максимально возможных и предельно допустимых нагрузках для больного человека...»

В теоретической концепции современного человекознания формируется новое направление, связанное с управлением стрессом в виде дозируемого повреждения, эмоционального «взрыва» и восстановительного обучения.

Новизна.

Разработаны основы динамического саногенеза больных в процессе возвратного онтогенеза, в основу которого положена сила и экспозиция раздражителя, возраст больного, пол, стадийность заболевания, полифакторность и нейрореактивность.

19. Возвратный нейроонтогенгез
19. Возвратный нейроонтогенгез

Живые операционные системы:
Р1 – раздражимость С – сознание
Р2 – рефлекс Л – личность
И – инстинкт И – индивидуальность

В данном научном открытии рассмотрены общие вопросы реабилитации больных с ограниченными возможностями. Применение дозированных нагрузок при неизлечимых ранее заболеваниях нервной системы с двигательными, психическими и речевыми дефектами, можно рассматривать как метод лечения нагрузкой.

Вопросы реабилитации рассмотрены через призму нейропластичности, что открывает дверку в онтогенез каждого человека. Комплексная реабилитация в виде адаптивно-физической реабилитации (АФР), психолого-педагогической реабилитации (ППР), вокально-речевой реабилитации (ВРР) создает основу для формирования (заново) утраченных или несформированных функций (двигательные умения и навыки, поведенческие умения и навыки, речевые умения и навыки). Частичное или полное восстановление больных со сложными двигательными (неврологическими или ортопедическими), поведенческими (психиатрическими или психологическими) и речевыми (логопедическими или фониатрическими) дефектами или задержками развития дают возможность изменить образ жизни людей с ограниченными возможностями.

Новизна в данной работе проявляется:
1) соединением принципов восстановительной медицины и коррекционной педагогики (не разрушив старое – не построишь новое);
2) плавным подведением к пиковым нагрузкам (как в спорте высших достижений), что приводит к направленной адаптации и управляемой нейрореактивности, а также нейропластичности;
3) восстановлением утраченных или несформированных функций; этот реабилитационный процесс осуществляется через обострение основного заболевания;
4) гиперсинхронизацией биоэлектрической активности в ЦНС (вплоть до увеличения порога судорожной готовности) в процессе реабилитации, которая рассматривается как защитно-приспособительная реакция мозга.

Научная значимость

Научная значимость данного открытия заключается в том, что повышение амплитуды сигнала на ЭЭГ выше порога (выше 120 мкВ). Таким образом, сама пароксизмальная активность (повышение напряжения в системе) в процессе реабилитации должна рассматриваться как саногенная (условно-патогенная) реакция нервной системы. Если сказать, по другому, повышение порога судорожной готовности является формой приспособления (структурно-функциональная адаптация) мозга человека к меняющимся условиям внешней среды.

Адаптационный смысл генерации сигнала состоит в функциональной афферентации с функциональным импринтингом. Генерация сигнала из окружающей среды (с периферического конца любого анализатора) до уровня отказа ответной реакции со стороны ЦНС (до отказа патологических рефлексов) запускает процесс регенерации в ней.

20. Стимуляция анализаторов
20. Стимуляция анализаторов

Специальный тренинг и научение, вызывающие временное дозируемое и обратимое повреждение, направлены на получение полезного результата, который оставляет в памяти свои следы. Дифференцировка нервной ткани (условно-рефлекторные реакции) зависит от дозы и интенсивности воздействия, что и формирует новую функциональную систему. Однако разрушение патологических систем приводит к развитию (рецидив) эндогенного процесса, развёртывающегося на уровне системных и межсистемных отношений.

Нарушение нейрональных вертикальных и горизонтальных связей приводит к активации (проявлению) двигательного и (или) психического и (или) речевого дефекта, а также к временному снижению или кратковременной остановке регуляторной деятельности ЦНС. Условием ликвидации патологической структурно-функциональной системы является её дестабилизация (частичный срыв адаптации). Активация клинических проявлений является типовым патологическим процессом. Эта клиническая картина характеризуется дезинтеграцией и растормаживанием нервных структур, которая проявляется деафферентацией и денервацией.

При реабилитационных мероприятиях происходит временная дедендритизация (нарушение дендритной передачи или афферентной части рефлекторной дуги) и временная демиелинизация (нарушение аксональной передачи или эфферентной части рефлекторной дуги). Далее из-за «включения» системных механизмов защиты и многократно повторяющихся воздействий в режиме «до отказа» происходит формирование новых условно-рефлекторных связей на уровне коры, подкорки, ствола и спинного мозга. Конечным этапом реабилитации является реафферентация, спраутинг и реиннервация.

Практическая значимость

Практическая значимость заключается в том, что все неинфекционные болезни, связанные с проблемами нервной системы, психики или речи могут восстанавливаться без медикаментов. Зная особенности нервной системы, как системообразующего фактора и модель восстановления (закон реабилитации - через обострение) человека, общий реабилитационный синдром (ОРС) у больных с болезнями повреждённого мозга (БПМ) можно применить при лечении неизлечимых ранее болезней.

Системная активация генетического аппарата человека с функциональным геномным импринтингом позволит в будущем лечить неизлечимые ранее неврологические, психические, онкологические, наследственные, эндокринные, кожные болезни и др., а также их биомеханические, психосоматические, психолингвистические проявления, рост которых в ХХI веке очень заметен.

Использование новых технологий привело к выздоровлению (80% случаев) у больных такими заболеваниями как: олигофрения в различной степени; шизофрения различных форм; ранний детский аутизм; резидуальная энцефалопатия с эмоциональными и когнитивными нарушениями; эпилепсия с полиморфными судорожными пароксизмами и аффективными расстройствами; энурез; энкопрез; маниакально-депрессивный психоз; последствия компрессионного перелома шейного отдела позвоночника с тетрапарезом и нарушением тазовых функций, детский церебральный паралич; болезнь Паркинсона и другие наследственные заболевания и дегенеративные процессы в мозге, последствия инсульта с афазией, дизартрия с фонетико-фонематическими и лексико – грамматическими нарушениями; болезнь Жиль де ля Туретта и другие экстрапирамидные проявления, заикание и др.

Схемы, рисунки, таблицы

1. Теория Катастроф
2. Механизм редрессации и реабилитации
3. Взаимоотношения структуры и функции
4. "Этажи мозга"
5. Модель электрофизиологических изменений
Таблица №1. Виды адаптивности и реактивности человека
6. Модель пиковых нагрузок в процессе тренировки нагружением или реабилитации
7. Процесс перехода от здоровья к болезни и наоборот
8-0. Корреляции между структурами мозга и биоэлектрической активностью мозга
8-1. Динамика средних амплитуд медленных (тета, дельта) и быстрых (альфа, бета) волн в процессе реабилитации
8-2. Схема отведения электродов при проведении ЭЭГ
8-3. Динамика ЭЭГ в процессе реабилитации
9. Модель выхода из болезни (через обострение)
10. Спектр амплитуд основного ритма человека по ЭЭГ
11. Изменения состояния человека с поврежденным или незрелым мозгом в процессе реабилитации
13. Виды реактивности: зоны адаптации, дизрегуляции и декомпенсации
14. Механизм возвратного нейроонтогенеза (общий реабилитационный синдром)
15-1. Двигательная функция
15-2.Психическая функция
15-3. Речевая функция
16. Возвратный нейроонтогенез
17. Влияние стресса на переход основных состояний человека ЗДОРОВЬЕ в БОЛЕЗНЬ и наоборот БОЛЕЗНЬ в ЗДОРОВЬЕ
18. Бихевиоральный подход в нейронагрузках
19. Возвратный нейроонтогенгез
20. Стимуляция анализаторов

Справка. Центральная Нервная Система



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, нажмите Ctrl+Enter. Мы сделаем сайт лучше!


+7 (831) 293-42-32
8 800 550 35 40 (звонок бесплатный)