Давайте разберёмся, что же такое восстановление несформированных или разрушенных болезнью речевых функций и что необходимо для того, что бы сформировать или восстановить эти функции. Для этого сравним реабилитацию с вокально-инструментальной деятельностью в музыкальных школах и консерватории, а также с воспитанием и обучением в различных образовательных учреждениях коррекционного типа. Чтобы понять, что такое вокально-речевая реабилитация, нужно ответить на вопрос: «Зачем дети в детских садиках поют песни на музыкальных занятиях? и «Как отличается мозг детей, занимающихся музыкой?».
Вокально-речевая реабилитация
– это не лечение и не обучение, это специальные занятия, в основе которых лежат специальные упражнения, направленные на: активацию слухового внимания, звуковедение, тренировку мышц участвующих в речи, формирование слухо-моторной координации, научение простым вербальным коммуникациям и устранение страха общения на родном языке.
В основе вокально-речевой реабилитации лежит стимуляция механизмов голосообразования и словообразования. Данный вид реабилитации – это поэтапное прохождение человека, с нарушенными речевыми функциями, по всем этапам речевого развития.
На всех этапах речевого развития ребёнка от рождения до 7 лет, происходит процесс, когда нейроны, подверженные дозированной нагрузкой, начинают расти (растут сами нервные клетки и их короткие отростки-дендриты) и соединяются посредством синапсов.
Стоит сделать что-либо один раз, и разрозненная группа нейронов образует сеть, но если вы не повторите это действие достаточное количество раз, то не «протопчете тропинку» в мозге. Когда ребенок совершает определённые действия снова и снова, то связь между нервными клетками укрепляется и «включить» эту нейросеть повторно становится гораздо проще.
В результате новых ощущения (воздействие на слуховой, зрительный и двигательный анализатор) или дозированных нагрузок в процессе реабилитации в мозге человека остается соответствующий след (контакты или синапсы). Он и называется условный рефлекс. Этот реабилитационный механизм обусловлен регенерацией нервных клеток (электрическая активность) и нейропластичностью (нейрогенезом).
Формирование речи проходит 3 этапа.
I ЭТАП
характеризуется довербальными формами общения, где происходит активация 1-ой сигнальной системы. В этот период ребёнок активно сосёт грудь, глотает молоко, активно развивается артикуляция и вокализмы (выкрикивания).
С позиции структур головного мозга – это средний и промежуточный мозг. В реальной жизни активация гуления (пения) происходит через жёсткое тугое пеленания и принудительную фонацию. При этом формируется внутрибрюшное, внутригрудное и давление под голосовыми связками. Это и есть механизм голосообразования и звуковедения.
При аудировании (пение колыбельной для ребенка) формируется фонемы или слоги и фонетический слух. Освоив мелкую моторику артикуляционного аппарата, годовалый ребёнок начинает громко выкрикивать звуки и слоги, проявлять элементы сознательного, пусть даже примитивного, общения.
На II ЭТАПЕ
формируется внутренняя речь, Ребенок воспринимает себя от третьего лица – «Он хочет есть или Она хочет гулять». Это речь эгоцентрическя или речь для себя. По своей структуре она ещё остается довербальной. С позиции развития головного мозга – это этап созревания подкорки или базальных ядер, что характеризует повышенный тонус мышц участвующих в речи и нарушение поведения (или гиперактивность или замкнутость).
На III ЭТАПЕ
формируется внешняя характеристика монолога, человек начинает играть с помощью слов. Использует местоимения «Я». «Я сам», «я хочу спать» и т.д. Эта речь направлена не на себя, а на окружающих и используется для общения с другими людьми.
Переход от второго этапа к третьему происходит постепенно и заканчивается в 5-6 лет. Под влиянием внешних факторов эгоцентрическая речь постепенно социализируется и промежуточный этап развития родного языка заканчивается.
Активное начало формирования истинного монолога и диалога можно отнести к 6-7 годам. Результатом является переход к форме речи, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность диалога.
Рассмотрим формирование речевых функций на примере аутизма.
Люди с аутистическим расстройством – это дети, которые не прошли или не завершили второй этап (эгоцентрическая речь) развития речи. С позиции банальной логики, им нужно заново пройти все три этапа ее формирования.
Только тогда можно вылечить аутизм. Применение, на сегодняшний день, медикаментозного лечения (ноотропы, нейролептики, аминокислоты и др.), физиотерапия (дельфинотерипия, электросон, транскраниальная стимуляция и др.), а также пальчиковой гимнастики и логопедического массажа, аудирования (БАК, метод Томатиса и др.), составление слов по карточка (развитие словаря), развитие связанной речи и глобального чтения, психотерапия (АВА терапия, развивающие игры и другие подобные методы активации интеллекта) не приведут к прохождению этих этапов формирования и становления речи, значит и излечения тоже не произойдёт.
Уникальная система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса» ,
в основе которой лежит научное открытие доктора Мышляева «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека», позволят перезапустить программу развития нервной клетки и нервной системы в целом, воссоздаёт условия её естественного развития.