В реабилитационном центре Вы получите консультации высококвалифицированных специалистов
К Вашим услугам предоставляются современные клинические и инструментальные методы обследования
Комплекс длительных специальных мероприятий, направленных на восстановление несформированных или утраченных функций центральной нервной системы
В нашей клинике вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне.
РЕАБИЛИТАЦИЯ больных с повреждённым (или незрелым) мозгом – это поэтапная и многоплановая система восстановления больных с различными дисфункциями (лёгкие расстройства) и дефектами (грубые нарушения) нервной системы, психики и речи. Реабилитация – это не есть процесс «долечивания». Реабилитация – это специальные мероприятия не связанные с медикаментами. На этапе лечения, при оценке лечебных мероприятий надо пользоваться понятиями интенсивная терапия, плановая терапия и отсроченная терапия. В настоящее время почему-то ошибочно считают, что отсроченная терапия или «долечивание» считается реабилитацией. Это огромное заблуждение и большая ошибка. Реабилитация – это не лечение. Реабилитация – это комплексное воздействие на человека с целью восстановления несформированных или коррекции нарушенных функций, а также максимально возможной дальнейшей адаптации в обществе.
Методы, которые используют врачи восстановительной медицины, медицинские психологи и клинические лингвисты связаны со специальными, онтогенетически ориентированными мероприятиями. Напрашивается стандартный вопрос. Что же это такое? Двигательное, психическое и речевое развитие человека в рамках возраста – это и есть онтогенез человека или развитие его после рождения. Эти реабилитационные мероприятия напрямую связаны с этапами развития человека. Больной человек под руководством реабилитологов (дефектологов) должен заново пройти все этапы двигательного, психического, речевого развития:
— ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): лежит – держит голову – сидит – ползает – стоит – ходит – бежит – кувыркается – стоит на руках – фляк – сальто;
— ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): кома – сон – психомоторное возбуждение – олигофрения – шизофрения – психоз – психопатия – невроз – акцентуация характера – творчество;
— РЕЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ (шкала представлена по степени сложности): дыхание – фонация – звуки – слоги – слова – словосочетания – устойчивые выражения – простые предложения – сложные предложения – текст.
РЕАБИЛИТАЦИЯ – это не лечение и не обучение. РЕАБИЛИТАЦИЯ – это стимуляция физического, психического и речевого развития, а при сформировавшемся дефекте (двигательный дефект, психический дефект, речевой дефект) – его «разрушение» (реконструкция) с последующим восстановлением основных функций (моторика, поведение, общение) до нормы.
По примеру восстановительной ортопедии (реконструктивная хирургия, аппараты Илизарова и др.) и коррекционной педагогики (тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др.) формируются новые направления – восстановительная неврологии, восстановительная психиатрия, восстановительная лингвистика.
По сравнению с лечением, которое связано с кратковременным воздействием (хирургическая операция, антибиотики, физиотерапия и др.), профилактика длится всю жизнь. С помощью профилактических мероприятий (закаливание, физкультура, спорт и т.д.) формируется резерв функций. Восстановительные мероприятия могут продолжаться год и более. На реабилитационных занятиях восстанавливают основные функции (движение, поведение, речь), которые не сформированы с детства или разрушены болезнью. Эти реабилитационные занятия не измеряются как таблетки в миллиграммах, а в академических часах (по 45 минут). Реабилитационные занятия могут быть индивидуальные и групповые (по 5 - 9 человек в группе). Реабилитационные занятия могут проходить в режиме обычного урока, интенсивного занятия или тренинга «до отказа» с научением.
Основным средством реабилитации больных с повреждённым (незрелым) мозгом являются упражнения:
— ФИЗИЧЕСКИЕ (статические, динамические, вестибулярные);
— ПСИХИЧЕСКИЕ (психотерапевтические, психокоррекционные, театрализованные);
— РЕЧЕВЫЕ (фонопедические, логопедические, лингвистические).
Нагрузки зависят от возраста, степени недоразвития функций или распада функций, стадии заболевания, пола, индивидуальной выносливости, реактивности и других характеристик организма. Индивидуальную программу реабилитации (ИПР) формируют после комплексной диагностики на клинико-экспертной комиссии, где указывают частоту занятий, виды упражнений, отягощения, скорость увеличения нагрузки и др.
Любая научная дисциплина базируется на чётком понятийном аппарате. В реабилитологии одним из основных понятий является функция, так как восстановление функций является основной задачей реабилитологов (дефектологов). И хотя о единстве структуры и функции говорил ещё Р.Декарт, до сих пор нет чёткого определения, связующих эти два понятия. Образно о структуре и функции можно сказать так: «Функция без структуры немыслима, а структура без функций бессмысленна».
Реабилитация больных с повреждённым мозгом осуществляется целой бригадой специалистов (невролог, психиатр, фониатр, врач ЛФК, врач мануальной терапии, врач восстановительной медицины, врач иглорефлексотерапевт, врач физиотерапевт, тренер-реабилитолог, психолог-реабилитолог, логопед-реабилитолог, дефектолог, учителя различных предметов) (Таблица № 1).
Интеграция направлений и единство специалистов в процессе реабилитации
Весь день у этих больных расписан по минутам (одно занятие длится 45 минут). У каждого пациента своя индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) включает медицинский, профессиональный и социальный аспект (форма № 379 н – приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.09).
Медицинская реабилитация – это комплекс упражнений, которые проводятся на занятиях по адаптивно-физической реабилитации (АФР), психолого-педагогической реабилитации (ППР) и вокально-речевой реабилитации (ВРР). С помощью длительных дозированных нагрузок (гимнастические, психотерапевтические и лингвистические упражнения) на этих специальных занятиях осуществляется стимуляция двигательного, зрительного и слухового анализаторов (тренировка двигательного, поведенческого или речевого акта).
Стимуляция развития осуществляется как при несформированных функциях (навыки), так и при разрушенных болезнью функциях (способности). У детей естественный этап развития совпадает с самой реабилитацией (коррекцией), поэтому восстановление функций происходит более эффективно и быстро. Так как у детей нейронные ансамбли ещё только формируются, поэтому новые двигательные, поведенческие и речевые навыки формируются быстрее (рис. № 1)
Рис. № 1.Стимуляция естественного нейроонтогенеза
У взрослых, в результате прошедшей гормональной перестройки (от лат. пубертат), восстановление функций проходит через обострение. У них структурно-функциональной основой двигательного, поведенческого или речевого дефекта являются повреждённые болезнью нейроны. Они то и формируют патологическую систему в мозге. Реабилитологии (дефектологи) вынуждены разрушать сформировавшийся патологический двигательный, психический или речевой стереотип (рис. № 2), после чего они заново формируют навыки (неустойчивые автоматизированные действия) и способности (устойчивые автоматизированные действия).
Рис. № 2 Возвратный нейроонтогенез
Чтобы понять, что такое восстановление несформированных или разрушенных болезнью функций, нужно сравнить реабилитацию с лечебно-профилактической деятельностью в больницах и поликлиниках, а также с воспитанием и обучением в различных образовательных учреждениях коррекционного типа. Реабилитация – это не лечение, это специальные коррекционно-реабилитационные занятия (индивидуальные и групповые), в основе которых лежит тренировка и научение. Реабилитация – это поэтапное прохождение больного человека по всем этапам развития. Чтобы не расписывать этапы двигательного, психического или речевого развития каждому нужно представить этапы развития ребёнка от рождения до 5 лет (от лат. онтогенез). При этом надо всем понять, что движение (прямохождение, бег и др.), психика (интеллект, характер и др.), а самое главное общение (монолог, диалог и др.) не восстанавливаются с помощью медикаментов.
Врачи и педагоги часто путают реабилитацию с медикаментозным лечением (таблетки, уколы, капельницы и пр.). По закону РФ в образовательных учреждениях, в случае задержки развития или недоразвития каких-либо функций на индивидуальную реабилитацию (коррекция) должны направлять дошкольные учреждения (ДУ) или медико-психолого-педагогические комиссии (МППК) (схема № 1).
В медицинских учреждениях, в случае болезни или какой-либо травмы на индивидуальную реабилитацию (коррекция) должны направлять лечебные учреждения (ЛУ) или бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ),ранее они назывались врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) (схема № 2).
Из-за старой социальной установки, что нервные клетки не восстанавливаются, существует путаница в понятиях и самих методиках. До сих пор считается, что для больных с повреждённым мозгом, в реабилитации необходимо применять методы реконструктивной хирургии, восстановительное лечение, протезирование, ортезы или санаторно-курортное лечение. Однако, здравый смысл подсказывает, что-либо отрезать у больного с параличом, шизофренией или заиканием не надо. В рамках реабилитации или коррекции им нужныдозированные нагрузки (физические упражнения растягивающего характера с отягощением в виде груза, театрализованные занятия с эмоциональными нагрузками в виде трагедии и логопедические занятия с вокалом в виде громкого голоса). Эти специальные занятия (от англ. тренинг) формируют новый уровень организации нервных клеток, а значит адаптацию человека к новым условиям жизни. В случае сформировавшегося двигательного (паралич, дрожание и др.), психического (олигофрения, аутизм и др.) или речевого (афазия, дизартрия и др.) дефекта необходимо его разрушить. С помощью реабилитологов (дефектологов) больной человек заново учится стоять, думать и говорить. Образно говоря, он возвращается в «место поломки нервной системы» и повторяет этапы развития здорового мозга (от лат. нейроонтогенез).
Методология общественного здоровья для людей с повреждённым (или незрелым) мозгом
На основе собственных исследований специалисты Нижегородского центра мозга сформировали новые (инновационные) подходы к реабилитации больных с повреждённым мозгом:
1. Принцип восстановительной медицины - при дефекте (двигательном, психическом или речевом) или недоразвитии функций – разрушение патологического стереотипа. Именно это воздействие формирует механизм регенерации нервных клеток.
2. Принцип коррекционной педагогики - при задержке развития (двигательного, психического или речевого) или несформированности функций – сильная стимуляция развития. Именно это воздействие формирует механизм нейропластичности.
От 71 400 до 141 100 рублей.
От 164 900 до 184 900 рублей.
От 204 900 до 224 900 рублей.
Акцент на медицинское сопровождение пациента и нагрузки высокой интенсивности.