Наши услуги

В реабилитационном центре Вы получите консультации высококвалифицированных специалистов

К Вашим услугам предоставляются современные клинические и инструментальные методы обследования

Комплекс длительных специальных мероприятий, направленных на восстановление несформированных или утраченных функций центральной нервной системы

В нашей клинике вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне.




 Еще раз про гиперактивность ребенка

Еще раз про гиперактивность ребенка

Еще раз про гиперактивность ребенка

То, что ребенок активный, подвижный, совершенно нормально. Плохо, когда он не может остановиться. Вот тогда мы говорим о гиперактивности или синдроме двигательной расторможенности. Пойти в магазин с таким ребенком большая проблема. Он начинает все хватать с полок. Такие дети очень деятельны, но их деятельность носит неупорядоченный характер. Как правило, они сеют хаос.

Почему так?

У них нет программы действий. Часто их внимания захватывает что-то «яркое и блестящее». Сейчас все чаще в этой роли выступают цифровые игрушки. Немецкий психолог Курт Левин назвал это полевым поведением. Не ребенок управляет своим поведением. Им управляет окружающий мир.

В какой-то мере до трех лет это можно считать приемлемым, поскольку у ребенка еще не сформирован самоконтроль. Но потом начинаются серьезные проблемы. Ребенок пойдет в детский сад. А впереди школа. Нужно уметь вести себя в группе. Без этого не будет обучаемости.

Гиперактивность это не самостоятельное заболевание. Это синдром.

Условно это заболевание можно назвать мозаичной незрелостью мозга. Она является следствием неблагоприятного течения беременности и родов, реже тяжелых заболеваний. Мозг ребенка после родов продолжает развиваться. Родовой стресс запускает новый этап развития. Тормозятся старые (патологические) рефлексы, включается реакция оживления, которую правильно считать первичной эмоциональной реакцией. Следует помнить, что вначале у ребенка развивается эмоциональная сфера. Только потом развивается интеллект.

Мозг развивается.

«Нейронные сети - это отростки нервных клеток. Сети становятся гуще, отростки покрываются миелином, растет количество контактов (синапсов) между клетками. Такова физиологическая основа развития ребенка. Незрелые зоны мозга не могут полноценно нести свои функции.»

В случае гиперактивности это, прежде всего эмоциональный мозг (лимбическая система), передние зоны лобных долей и проводящие пути, связывающие их. Активность мозга — это естественное свойство нервной системы вообще и нервных клеток в частности (возбудимость, проводимость).

Но нужно еще, чтобы в нем должным образом работать тормозная система, которая управляет активностью и направляет ее к нужной цели. Всего этого у гиперактивного ребенка нет.

Хаос в движениях — это хаос в голове.

Гиперактивный ребенок не может ни на чем сосредоточиться. Его впечатления об окружающем мире поверхностны, в них нет глубины. Поэтому у таких детей часто диагностируют вторичную задержку психического развития, хотя такой ребенок может быть и не глуп. Мы нередко видим, как уже сами родители дают такому ребенку «развивающую» цифровую игрушку, которая по принципам полевого поведения приковывает его внимание. Так они пытаются справиться с гиперактивностью своего чада.

Но примитивный виртуальный мир не может заменить богатого мира реального. И от таких игрушек ребенка приходится долго отучать. Вообще к обучению и систематическому интеллектуальному развитию ребенок готов только тогда, когда у него в достаточной степени сформирована эмоционально-волевая сфера. Вначале должна быть игра. Урок будет потом.

Как пытаются решать проблему гиперактивности?

Сейчас в обиход вошли так называемые корректоры поведения. Таким красивым словом называют обычные нейролептики, которые применяют в лечении психозов. Упрощенно говоря, они глушат буйную психику. Для острого психоза это оправдано.

Но нужно ли глушить психику гиперактивного ребенка? Ребенку ведь надо развиваться. А тут получается, если у автомобиля плохие тормоза, будем глушить двигатель. Не говоря уже о побочных действиях нейролептиков на молодой растущий организм. По сути, корректоры поведения (нейролептики) это попытка фармакологического протезирования неразвитой функции мозга.

Реже применяют ноотропные препараты, которые заставляют работать незрелый мозг сильнее, нисколько его не меняя. Зачастую гиперактивный ребенок становится от них еще гиперактивнее.

Большую популярность получили сейчас препараты трофического действия (кортексин, актовегин). К препаратам, питающим мозг, я отношусь положительно, но с одной оговоркой – питание спортсмену не заменяет тренировку.

Мы предлагаем другой подход.

Проблема гиперактивности действительно решается только тогда, когда созревают те участки мозга, которые отвечают за поведение. Для этого надо активизировать и перезапустить пластические процессы в мозге. Ребенок как бы заново должен пройти родовой стресс. Конечно, в буквальном смысле слова никаких родов мы не проводим.

Мы моделируем этот стресс постепенно возрастающими интенсивными нагрузками по системе Мышляева. И первое, что при этом меняется, это как раз поведение.
Сначала гиперактивный ребенок временно может стать еще гиперактивнее,

«но так бывает не всегда. Такое состояние мы называем обострением, оно говорит нам о начавшейся перестройке мозга. Чаще всего уже к концу первого курса ребенок становится спокойнее, свою активность он начинает соотносить с ситуацией.»

Но одной перестройки мозга мало, его еще надо наделить функцией. На занятиях с тренером психологом в группе ребенок отрабатывает конструктивные модели поведения, развивается сфера эмоций. Американский психолог Пол Экман выделил шесть видов эмоций: гнев, отвращение (презрение), страх, радость (счастье), печаль, удивление.

Все они нормальны и законны, если соответствуют месту, времени и ситуации. Эмоциональный мир ребенка должен быть богат.

Сочетание двух видов реабилитации (специальная гимнастика и психотерапия) идеально подходят друг к другу. Нужен ли еще вокально-речевой тренинг, решает консилиум врачей. Впрочем, человек существо словесное, навык хорошей речи в жизни не помешает.

Активный, жизнерадостный, эмоциональный, ребенок — это нормально. Это счастье. Для его активности у него должно быть время и место. Гиперактивный ребенок выходит за пределы этого времени и места. Наша задача вернуть его в эти пределы. Совершенно не нужно превращать его в дрессированного робота. Ребенок должен быть естественным. Ребенок должен быть собой.

Ваш ребенок гиперактивный? Вопрос решаемый.


Количество просмотров: 790
Статья: Еще раз про гиперактивность ребенка

Предыдущая статья | Следующая статья

Возврат к списку статей

  (Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


Материалы по теме «Наши статьи»



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, нажмите Ctrl+Enter. Мы сделаем сайт лучше!