Наши услуги

В реабилитационном центре Вы получите консультации высококвалифицированных специалистов

К Вашим услугам предоставляются современные клинические и инструментальные методы обследования

Комплекс длительных специальных мероприятий, направленных на восстановление несформированных или утраченных функций центральной нервной системы

В нашей клинике вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне.




 Психолого-педагогическая реабилитация

Психолого-педагогическая реабилитация

Психолого-педагогическая реабилитация

В классической медицине для больных детей с незрелым или поврежденным мозгом, у которых имеются интеллектуальные или поведенческие нарушения, нарушение поведения по гипервозбудимому типу, задержка психического развития, аутизм, эпилепсия, а также множество других психосоматических расстройств, по-прежнему, на первое место выходит применение психотропных средств. Фармакологический подход на сегодняшний день преобладает, так как он более прост в исполнении (дал таблетку и все). Однако в этом случае забывают о самом развитии психики ребенка.

В нейрофизиологии ЦНС имеются два процесса: торможение и возбуждение. Медикаментозные средства чаще всего направлены на механизм торможения любых психических реакций. Регуляция механизма возбуждения, а значит самой психики, до сих пор остаётся невыясненной. Поэтому, до сих пор существует спор на тему эффективности медикаментозных (лечение) и немедикаментозных (реабилитация) технологий.

«В своем развитии психика проходит три последовательных этапа: инстинкт- сознание-личность. У новорожденного происходит преимущественное развитие сферы примитивных эмоций. Далее ребенок учится переживать и владеть всем спектром чувств: от страха до восторга. Но сначала ребенок должен научиться испытывать страх. Страх – это охранительная эмоция, которая учит избегать опасных ситуаций. В дальнейшем нужно научиться преодолевать свои страхи, иначе они будут сопровождать человека всю жизнь. В подростковом возрасте человек учится выстраивать межличностные отношения в коллективе (в школе или во дворе), проявлять лидерские качества, отстаивать свою точку зрения. На этом этапе возможно формирование различных отрицательных комплексов («козел отпущения», «серая мышь»). Таблетками такие проблемы не решить.»

Согласно реабилитационному маршруту, по которому построена работа в Клинике доктора Мышляева, восстановлением психики занимаются медицинские психологи, в основе которой лежит стимуляция развития центральной нервной системы.

Психолого-педагогическая реабилитация (ППР) – это специальные мероприятия восстановительного и коррекционного характера. В реабилитационном центре используются следующие психологические техники или направления психотерапии (эмоционально-стрессовая психотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, психогимнастика, поведенческая психотерапия, психодрама; гештальт-терапия; личностно-ориентированная психотерапия; поло-ролевые тренинги; арттерапия; психоанализ; рациональная психотерапия; семейная психотерапия).

В отделении психолого-педагогической реабилитации используются индивидуальные и групповые занятия (тренинги). Индивидуальный подход необходим при тяжелой патологии или реальном недоразвитии эмоциональных (поведение) или когнитивных (интеллект) реакций. Групповая сюжетно-ролевая игра происходит с дозированной эмоционально-стрессовой нагрузкой. Многие психические расстройства связаны со страхом.

Страх - это «своеобразный вирус», который разрушает программу поведения. Говоря о ЦНС, которая состоит из нейронов и связей между ними, во время эмоциональной бури (чрезмерный страх) происходит разрушение этих контактов (синапсов). Психотерапия направлена на устранение страха, формирование сознания себя, а значит созреванию ЦНС. В зависимости от возраста и типа проблем проигрываются различные недоигранные в глубоком детстве сюжеты (трагедия, комедия, фарс, драма), тем самым активируются эмоционально-волевые реакции в бессознательном (средний и промежуточный мозг) и подсознании (подкорка).

Одним из методов работы с детьми является сказкотерапия, где всегда присутствуют борьба между добром и злом (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и др.). Основными средствами психолого-педагогической реабилитации являлись театрализованные упражнения (сюжетно-ролевая игра, театрализованное упражнение в виде растормаживания психодинамических реакций, театрализованный этюд с проигрыванием базовых эмоций, театрализованные сценки с использованием эмоционально- стрессовой нагрузки, театрализованные миниспектакли с использованием техники психодрамы и сам лечебный театр, где происходит реальная игра, борьба добрых героев со злыми). Эмоциональная нагрузка в разных жанрах может доводиться до уровня трагедии (гибель героя).

Сказкотерапия

– это один из приемов психотерапии или психокоррекции. Эмоциональное воздействие на сознание ребенка происходит через сказки, это способствует коррекции проблем нервной системы, психики и речи. В конечном итоге обучаемость и успеваемость резко повышается.

Существует несколько видов сказок в сказкотерапии, но в отделении психолого-педагогической реабилитации клиники, чаще всего используются два вида.

Психокоррекционные сказки.

Данный тип сказок подразумевает коррекцию некоторых черт характера и поведения ребёнка. Часто используются для детей с агрессивным и буйным характером. Эти сказки всегда прорабатываются психологом индивидуально для каждой группы детей.

Психотерапевтические сказки.

Именно данный вид сказки является основным инструментом корректировки страхов и фобий, гипервозбудимости и других психосоматических расстройств.

Надо сказать, что родители в процессе воспитания своего чада не используют игру, а сразу переходят к уроку (Это большая ошибка). Фактором, повышающим эффективность сказки, становится персонализация, здесь главным героем сказки является сам ребёнок. Ребенок в процессе игры начинает осознавать свои эмоции, сравнивать себя с другими. Это основной процесс познания мира у детей.

Как в классическом театре, из всех направлений сказкотерапии в Клинике Доктора Мышляева выбрано направление - постановка сказки. Оно представляет собой дозированное психологическое упражнение, преимущественно эмоционально-стрессового и мотивационного характера. Здесь участники имеют возможность выражать свои чувства и ощущения.

Упражнение способствует развитию эмоциональной сферы, преодолению страхов, снятию напряжения, повышению стрессоустойчивости, расширению поведенческих реакций. В настоящее время доказано, что ключевым аспектом изменчивости поведения или нейропластичности, является то, что характер и степень реорганизации нейрональных связей в ЦНС определяются возлагаемой на них нагрузкой.

Ребенок, пусть даже больной, имеет свойство развивать свои эмоции и адаптироваться к новым более высоким эмоциональным нагрузкам, тем самым повышая свою стрессоустойчивость. Результатом становится устранение страхов, агрессии, аутоагрессии, коррекция базовых эмоций (агрессия, аффект, ненависть, счастье, радость, удивление), поведения и внутренней речи ребенка.

Таким образом,

...приём позволяет развить сознание и гармонизировать личность не только ребёнка с нормальным развитием, но и детей с ограниченными психическими и речевыми возможностями. Это универсальный инструмент, так как является актуальным для детского возраста. Игра в сказку привлекает всех детей, независимо от уровня развития, поэтому её использование даёт хороший положительный эффект в работе не только с особенными детками, но и деться у которых имеются повреждение или недоразвитие мозга.


Количество просмотров: 1405
Статья: Психолого-педагогическая реабилитация

Предыдущая статья | Следующая статья

Возврат к списку статей

  (Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


Материалы по теме «Наши статьи»



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, нажмите Ctrl+Enter. Мы сделаем сайт лучше!