Наши услуги

В реабилитационном центре Вы получите консультации высококвалифицированных специалистов

К Вашим услугам предоставляются современные клинические и инструментальные методы обследования

Комплекс длительных специальных мероприятий, направленных на восстановление несформированных или утраченных функций центральной нервной системы

В нашей клинике вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне.




 Задержка психического развития - учить или лечить

Задержка психического развития - учить или лечить

Задержка психического развития - учить или лечить

Диагноз ЗПР – сегодня не редкость. И родители, чьим детям его ставят, мучительно ищут способ скрыть это «клеймо», порой своими действия лишь усугубляя состояние ребенка. А исправить ситуацию можно - нужно вовремя прийти к специалисту.

Под задержкой психического развития понимают, прежде всего, замедление темпа психического созревания. Кажется, что ребёнок здоров и благополучен, и в медицинской карте состояние ребёнка квалифицируется как соответствующее в целом норме, но он с трудом обучается в школе, постоянно конфликтует с окружением, демонстрируя очевидную склонность к «аномальному» поведению.

Что же является причиной такого отставания ребёнка от своих сверстников?

Канули в Лету многодетные семьи, когда у родителей не доходили руки до занятий с детьми. Скорее наоборот: никогда за всю историю человечества родители не уделяли так много внимания детям как в наше время. И, тем не менее, встречается много школьников с задержкой психического развития.

Обнаружилось, что главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются не социальные факторы, а биологические механизмы:
- патология беременности,
- ненормальные роды,
- частые болезни в первые годы жизни.

Повреждающий фактор действует на ранних этапах развития и приводит к задержке созревания тех или иных структур головного мозга.

В отличие от олигофрении при задержке психического развития доминируют явления не интеллектуальной, а эмоциональной незрелости, а интеллектуальные нарушения не имеют выраженного характера, а главное не носят необратимого характера.

В зависимости от преобладающей причины в настоящее время выделяют четыре формы задержки психического развития:
- конституционального,
- психологического,
- телесного и мозгового происхождения.

При задержке развития конституционального (наследственного) происхождения - эмоционально-волевая сфера ребёнка как бы находится на более ранней возрастной ступени развития, т. е соответствует развитию детей более младшего возраста. Характерны непосредственность и яркость эмоций, повышенный фон настроения. Эти дети чересчур подвижны, суетливы, беспечны, не могут сидеть на одном месте.

Казалось бы, ничего трагического в этом нет, однако, начав ходить в школу, такой первоклассник с трудом занимается, потому что ему хочется играть, бегать, а его заставляют заниматься скучным и требующим сосредоточения внимания делом.

Задержка психического развития психологического происхождения связана с грубо выраженными неправильными условиями воспитания.

В условиях безнадзорности (гипоопёка) может формироваться явления психической неустойчивости (отсутствие чувства ответственности, умения тормозить свои эмоции, импульсивность).

Вариант аномального развития по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой. Ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативы, ответственности. При этом у ребенка наряду с малой способностью к волевому усилию, формируются черты эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

В психотравмирующих условиях воспитания (грубость взаимоотношений в семье, наличие алкоголизма) может формироваться личность робкая и боязливая. Наблюдаемый у этих детей психический инфантилизм проявляется в несамостоятельности, отсутствии инициативы, активности, уверенности в себе.

Задержка психического развития телесного происхождения обусловлена длительными заболеваниями (хронические инфекции, аллергические состояния, врождённые пороки развития внутренних органов и т.д). Психическое развитие этих детей тормозится главным образом стойкой астенией (слабостью), резко снижающей общий и психический тонус. Для этих детей характерны: быстрая утомляемость, рассеянность внимания, сниженная память, частая смена настроения, плаксивость, раздражительность, вспыльчивость.

И, наконец, задержка психического развития мозгового происхождения занимает основное место среди вариантов данной аномалии развития, как в отношении частоты, так и выраженности отклонений эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

Причинами её возникновения непосредственно является органическая незрелость головного мозга, которая формируется в следствии патологии беременности и родов, нейроинфекций, интоксикаций и травм, перенесённых на первых годах жизни.

Головной мозг ребёнка интенсивно развивается, его системы постоянно усложняются, формируются связи между нервными клетками. Психическое развитие каждого ребёнка протекает на фоне бурно развивающихся структур его мозга. Поэтому любое повреждение вызывает структурно-функциональную неполноценность тех или иных систем.

По некоторым данным почти 70% ЗПР обусловлено именно такими нарушениями. У таких детей имеется замедление возрастных этапов развития: ребенок позже, чем в норме начинает ползать, стоять, ходить, говорить, у него позже формируются различные умения и навыки. Часто наблюдаются задержки физического развития (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса).

У ребёнка отсутствует живость, яркость эмоций. Внушаемость выражена особенно сильно, имеется элемент некритичности. Для игры характерны бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие.

Нарушения познавательной деятельности при этом типе ЗПР обусловлены недостаточностью памяти, внимания, медлительностью.

Что делают родители, столкнувшись с проблемой школьной неуспеваемости ребёнка и услышав о задержке психического развития их любимого чада - как правило, нанимают репетиторов для дополнительных занятий, самостоятельно долго и много занимаются с ребёнком.

Дополнительные нагрузки приводят к усилению астении, к ещё большему снижению физического и психического тонуса, а, следовательно, усиливают рассеянность, снижение памяти. Получается «замкнутый круг» - дополнительные занятия приводят к ещё большей школьной неуспеваемости.

Современные возможности медицинской помощи детям с задержкой психического развития также невелики. Существующие препараты –ноотропы - стимулируют познавательные функции - уменьшают явления астении, повышают психический тонус и дают положительный результат, но их частое использование также может привести к эффекту «загнанной лошади», когда пришпоривание, т.е введение ноотропных препаратов уже не даёт нужного результата, так как компенсаторные, энергетические возможности головного мозга уже истощились.

Лекарства же от незрелости эмоциональной сферы вовсе не существует. Ни одна таблетка не способна заставить сформироваться нужные связи между структурами головного мозга и выработать волю, усидчивость, смелость, активность.

Одним из последних научных достижений в изучении мозга человека является открытие особого свойства мозга – пластичности. Пластичность мозга- это способность мозга изменять свою структуру и функцию под влиянием длительных внешних воздействий или стимулов (зрительных, слуховых, двигательных).

Такими воздействиями могут быть перенесённые заболевания и повреждения головного мозга, либо тренировка и научение. Механизмы, ответственные за пластичность, различны, и наиболее совершенное её проявление при повреждении мозга - регенерация.

Смысл пластичности в том, что функции погибших нервных клеток берут на себя оставшиеся в живых соседние клетки, которые увеличиваются в размерах и формируют новые связи, компенсируя утраченные функции. На микроуровне в результате пластичности происходят изменения в самих нервных клетках и в их синапсах (соединениях), а также увеличивается количество отростков клеток головного мозга (серое вещество) и количество связей между ними.

Пластичность является основой обучения, развития и совершенствования. Ведь именно количество отростков и связей влияют на процесс приспособления, развития внимания, памяти и мышления. У новорожденного ребенка мозг гораздо меньше, чем у взрослого человека, но со временем размеры нейронов мозга увеличиваются, а характер нервных связей усложняется по мере обучения ребенка различным навыкам.

В 2007 году доктором Мышляевым было сделано научное открытие, которое связано со стимуляцией нейропластичности и восстановлением утраченных в процессе болезни или несформированных функций (движение, поведение, общение). Это открытие послужило основой для разработки уникальной системы нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса», направленной на активацию структур и функций головного мозга.

Специальные реабилитационные занятия, не просто корректирует имеющиеся нарушения, а устраняет саму причину задержки психического развития - органическую незрелость и функциональную недостаточность головного мозга.

Беда детей с задержкой психического развития не только в школьной неуспеваемости. Психическая незрелость приводит к формированию инфантильной личности. Большой процент таких личностей становятся наркоманами, алкоголиками, несостоявшимися людьми.

Если бы дети с повышенным риском замедления психического развития - обращались к специалисту задолго до поступления в школу, то многих из них к этому времени можно было бы полностью реабилитировать, восстановить рано приобретённую неполноценность головного мозга. Раннее обращение к специалистам - залог успешной адаптации в жизни таких детей.

Количество просмотров: 1835
Статья: Задержка психического развития - учить или лечить

Предыдущая статья | Следующая статья

Возврат к списку статей

  (Голосов: 10, Рейтинг: 4.06)


Материалы по теме «Наши статьи»



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, нажмите Ctrl+Enter. Мы сделаем сайт лучше!