Наши услуги

В реабилитационном центре Вы получите консультации высококвалифицированных специалистов

К Вашим услугам предоставляются современные клинические и инструментальные методы обследования

Комплекс длительных специальных мероприятий, направленных на восстановление несформированных или утраченных функций центральной нервной системы

В нашей клинике вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне.




 Активизация нервных клеток человека средствами адаптивно – физической реабилитации

А.С. Самыличев,
С.Ю. Мышляев,
Р.С. Лукин


Главный психиатр Нижегородской области Валентин Николаевич Белов имеющий 35-летний опыт врача и организатора здравоохранения, вынужден с печалью констатировать упадок современной системы охраны психического здоровья населения [1].

Ни лекарственная терапия, ни методы, применяемые в дефектологии и в реабилитологии (под которой большинство специалистов понимает прежде всего социальную и трудовую адаптацию или реадаптацию) в конечном итоге оказываются малоэффективными, несмотря на огромные государственные затраты [1].

На этом фоне результаты лечебной практики клиники, возглавляемой кандидатом медицинских наук Сергеем Юрьевичем Мышляевым, проходившим стажировку в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, в европейских странах (Германия, Голландия, Франция), а недавно и в Канаде, можно без преувеличения назвать великолепным.

В.Н. Белов утверждает (а его мнение основывается на огромном опыте работы в этой области), что у более 3000 пациентов, прошедших комплексную реабилитацию в клинике отмечается более 80 % восстановление утраченных или неразвитых функций нервной системы, психики и речи [1].

Среди последних констатируются следующие расстройства, на которых специализируется клиника: анарексия, астения, аутизм детский, афазия, гиперкинезы, ДЦП, дизартрия, дистонии, дисфония, заикание, инсульт, миастения и другие нервно-мышечные заболевания, мутизм, неврозы, олигофрения, парезы и параличи различной этиологии, психопатия, рассеянный склероз, растойства поведения, сурдомутизм, тики, черепно-мозговые травмы, шизофрения, эндогенные психоз, энкопрез, энурез, эпилепсия, эссенциальный тремор, а также алкогольная и наркотическая зависимость и другие виды саморазрушающего поведения.

Чем ж объясняется такой широкий перечень заболеваний нервной системы, психики и речи, на которые повели наступление специалисты Клиники доктора Мышляева?

Объяснение мы видим возможностях разработанного в Клинике метода системной активации генетического аппарата нервной клетки мозга человека на основе механизма родового стресса. Механизм активации нервной системы в процессе родовой деятельности детально изучен латиноамериканскими учеными (Уругвай, Монтевидео) Кальдейро-Барсиа (Caldeyro-Barcia) и Розайро (Roseiro) в 1960 г.

Они доказали, что процесс нейропласичности запускается при плавно увеличивающейся нагрузке от 1G до 3G (закон тройного нисходящего градиента). Системная активация генетического аппарата нейрона с функциональным импринтингом приводит к активному созреванию нервной ткани (спраутинг, аксонирование, миелинизация, синапсогенез и др.).

Масса мозга у новорождённого за первые полгода жизни увеличивается в 2 раза: от 400 гр. до 800 гр. Онтогенетическое развитие функций человека отражается в приобретаемых новых и единых двигательных, поведенческих и речевых умениях и навыках. Однако в момент нагрузки его жизнедеятельность из-за предельного торможения ЦНС снижается на 1 – 2 позиции.

По таблице № 1 можно проследить критические периоды адаптации у новорожденного при переходе от внутри – к внеутробной жизни.

Фазовые проявления компенсаторно-приспособительных реакций
Таблица № 1. Фазовые проявления компенсаторно-приспособительных реакций.

Поставленная задача запуска или активации механизмов репаративно - пластических процессов в ЦНС решается путем максимальной активации корковых, подкорковых и спинальных двигательных центров, которая последовательно вызывает сначала дозированное разрушение патологических нейрональных связей (патологическая система), сформированных в результате заболевания и дальнейшее восстановление нормальных связей, приводящих в процессе реабилитации к восстановлению нарушенных или несформированных функций.

«...Бурное развитие реабилитологии обусловлено чётким осознанием основных перинатальных факторов стимуляции, которые связаны с активацией нейроонтогенеза. Уже доказана ведущая роль эустресса (дозированное и длительное повреждение) в саногенезе и дистресса (чрезмерное и сверхпороговое повреждение) в патогенезе...»

Самым главным в этих рассуждения является осознание границы нагрузки и перегрузки для любого человека, будь то здоровый или больной. Эта доза нагрузки (сила и интенсивность) зависит и от возраста человека, и от заболевания, и от реактивности организма, и от многих других факторов. 2-3 кратная нагрузка отражается условно-рефлекторными аспектами адаптации и нейрореактивности, которые, почему то рассматриваются только с отрицательной точки зрения.

Эта нагрузка моделируется в виде сильно обогащённой среды. Тренинг + научение являются афферентной атакой на двигательный, зрительный и слуховой анализаторы, которые контролируются клиническими симптомами и параклиническими (общий анализ крови и мочи, ЭЭГ, ЭКГ и др.) характеристиками. Решение поставленной задачи, указанным путем практически означает изменение основных реабилитационных подходов в медицине вообще и тактики проведения нейрореабилитационных мероприятий в частности.

«...Условия развития всех нейронов и нервной системы в целом – это получение от внешних анализаторов (двигательный, зрительный, слуховой и др.) раздражителя (электрического сигнала или нервного импульса). Для изменения адаптивность и реактивности раздражитель должен обладать достаточной интенсивностью и длительностью действия. Генерация сигнала от периферии к центру создается через дозированную нагрузку (мышечное растяжение, эмоциональная буря, акустическое и фонационное давление), достигающую пиковых величин...»

Модель биоэлектрической реакции мозга в процессе тренировки нагружением у больных с выраженными нарушениями (дефект)
График №1. Модель биоэлектрической реакции мозга в процессе тренировки нагружением у больных с выраженными нарушениями (дефект)

Для лобной доли мозга (двигательный анализатор) – сигналом служит моторно-статическая стимуляция, для затылочной доли (зрительный анализатор) – наглядно-эмоциональная стимуляция, для височной доли (слуховой анализатор) – звуко-речевая стимуляция. Раздражение направлено от периферии к центру.

В процессе привыкания к нагрузке происходит рост нервных клеток и созревание связей в нервной системе. В основе, как истинного восстановления, так и компенсации нарушенных функций при повреждениях мозга, лежат механизмы нейропластичности - способности различных отделов ЦНС к реорганизации за счет, прежде всего структурных изменений в веществе мозга.

Восстановление структурно-функциональной зрелости мозга человека происходит под воздействием длительных, постоянно возрастающих, многократно повторяющихся, онтогенетически ориентированных и дозированных физических, психических и речевых нагрузок на грани переносимости их организмом человека, наблюдается ликвидация дефектов нервной системы с двигательными, поведенческими и речевыми расстройствами, обусловленное активацией электрической активности мозга, приводящей к стимуляции адаптивно-компенсаторных процессов в нервной ткани и управлению восстановлением нарушенных функций.

Сильная (пороговая) многократная стимуляция с периферического конца двигательного анализатора и дозированные обратимые, кратковременные повреждения патологической системы запускают механизм регенерации электрических сигналов в нейронах, который автоматически влияет на формирование новой функциональной системы (системогенез по Анохину, энграммы или рефлексы на новизну по Павлову).

Таким образом, генерация сигналов с «периферии» влияет на «центр» или ЦНС. Афферентная атака изменяет всю физиологию возбудимых мембран нейронов мозга человека и создает условия для функционального импринтинга (запечатления окружающей среды). Спраутинг, нейроплатичность и системная активация генетического аппарата нейрона на всех этажах мозга приводит к формированию новых (единых) двигательных, психических и речевых умений и навыков.

- При задержке развития (двигательного, психического или речевого) или несформированности функций необходима сильная (максимальная нагрузка) стимуляция развития. С позиции электрофизиологии генерация санологически усиленного возбуждения приводит к пространственно-временной синхронизации ритмов мозга (Принцип коррекционной педагогики).

- При дефекте (двигательном, психическом или речевом) или недоразвитии функций необходимо предварительное разрушение патологического стереотипа. Именно это воздействие формирует механизм регенерации нервных клеток. Только используя пороговые (предельные) нагрузки можно вызвать обратимые повреждения, которые и стимулируют процессы регенерации.
Поэтому для разрушения дефекта необходим тренинг до отказа патологических функций + научение. Так как человек с грубыми нарушениями нервной системы (дефект), имеет низкую адаптацию и измененную реактивность мозга к внешним воздействиям, то он при разрушении дефекта заново адаптируется к обогащённой среде («ре-адаптация») и нормализуется реактивность.

С позиции электрофизиологии сначала необходимо разрушение генератора патологически усиленного возбуждения и лишь потом пространственно-временная синхронизация ритмов мозга (Принцип восстановительной медицины).
Как в восстановительной ортопедии происходит разрушение «застарелых» переломов, так и в восстановительной неврологии, восстановительной психиатрии и в восстановительной логопедии необходимо разрушение неправильных нервных связей.

Инновационная технология активации нейрона мозга человека (know – how) [8, 10] была разработана доктором Мышляевым на основе двух научных открытий, удостоенных Нобелевской премии в 1973 г. и 1986 г.:

- во-первых, постнатальный импринтинг, авторами исследований были К.Лоренц и Н.Тинбергер, изучавшие феномен раннего запечатления,

- во-вторых, фактор роста нервных клеток, авторами исследований были Р. Леви-Монтальчини и В.Гамбургер, изучившие фактор роста нейронов.

Комплексная реабилитация пациентов, проводимая Клиникой включает в себя адаптивно-физическую, психолого-педагогическую и вокально-речевую реабилитацию [4]. Центральное место среди них занимает адаптивно-физическая реабилитация.
Нагрузки, которые применяются в реабилитационном центре соответствуют уровню спорта высших достижений. Недаром реабилитологами Клиники являются по-настоящему опытные тренеры по акробатике и гимнастике, специалисты с высшим физкультурным образованием.

Среди огромного количества физических упражнений предпочтение было отдано статическим, которые перестраивают позные рефлексы человека [4]. Именно «рефлекс на растяжение», упражнения и нагрузки статического характера создают изометрическое напряжение, которое изменяет биоэлектрическую активность мозга человека.

Всем известное тысячилетиями проповедуемой учение "Йога", те самые позы или асаны и являются статическими упражнениями, оказывающими весьма специфическое влияние на «состояние нервно-психической и эмоциональной плоскости функционирования психосоматики» занимающихся [2, 5].
Попутно отметим, что те же асаны просматриваются в основе "позиционной гимнастики", разработанной специалистами Киевского «Центра самостоятельной жизни инвалидов». Благодаря методу биомеханической коррекции тонуса и моторики мышц при достаточной целеустремленности больных, страдающих церебральным параличом, они обретают "новую жизнь" (качество жизни).

Необходимо упомянуть и о стретчинге – методе Путкисто – методе глубокой растяжки [6]. В его основе также используются упражнения статического характера. Как у Илизарова (редрессация, скелетное вытяжение или или растяжение костной ткани) в Клинике доктора Мышляева, используя так называемое «сухое вытяжение» или «глубокую растяжку», в ходе которого пациенты испытывают порой весьма и весьма болезненное воздействие дозированной статической нагрузки, удается активизировать нервные клетки не только коры больших полушарий головного мозга пациентов, но и глубинные структуры мозга (промежуточный, средний мозг), вплоть до ствола и спинного мозга [9].

В заключении этого краткого обзора познакомимся с некоторыми практическими результатами адаптивно-физической реабилитации, проведенной в «Клинике доктора Мышляева».
Как известно, единственным методом диагностики функционального состояния головного мозга является метод электроэнцефалографии (ЭЭГ). Кроме того, в диагностический комплекс включены следующие виды экспертиз (ортопедо-неврологическая, пихолого-психиатрическая, акустико-лингвистическая). На представленных записях ЭЭГ 6-летнего Миши З. (см. рис. № 1-2), диагноз у которого эпилепсия. На фоновой записи биотоков головного мозга отмечены выраженные изменения с признаками раздражения корково-стволовых структур мозга по эпилептоидному типу.

Удалось зарегистрировать ЭЭГ в момент эпилептического приступа (рис. № 3), для сравнения представлена ЭЭГ в норме (рис. № 4-5). Далее последовали занятия по адаптивно-физической реабилитации с периодическим контролем ЭЭГ. Только через восемь месяцев систематических занятий констатировали явную положительную динамику в виде восстановления частотно-амплитудных колебаний ЭЭГ и исчезновения эпилептиформной активности (рис. № 4-5). Запись ЭЭГ, проведенная спустя три месяца, т.е. через 11 месяцев систематических занятий, выявила существенную положительную динамику по сравнению с предыдущим обследованием, что свидетельствует о нормализации состояния пациента.

Об этом же свидетельствует и биоэлектрическая активность головного мозга (синхронизация основного ритма, отсутствие пароксизмальной активности на фоновой ЭЭГ и при функциональных нагрузках, выраженные зональные различия, отсутствие острых волн в диэнцефальной области). Типичная для эпилепсии разрядная активность отсутствует.

Таким образом, через восемь месяцев систематических занятий адаптивно-физической реабилитацией у Миши З., больного эпилепсией, произошли значительные улучшения деятельности больших полушарий головного мозга, а это позволяет предположить благоприятный прогноз на обучении его в массовой школе и в дальнейшем на приобретение адекватной для его состояния профессии. В настоящее время диагноз эпилепсии снят.

 Первичное обследование. Симптоматическая эпилепси
Рис. № 1. Первичное обследование. Симптоматическая эпилепсия.
Больной с органическим заболеванием головного мозга обменного характера (коллагеноз) с эпилептиформным синдромом, эмоционально-волевыми расстройствами. Детская абсанс-эпилепсия со вторично-генерализованными приступами.
ЭЭГ № 1.Фоновая запись (глаза закрыты, функциональное состояние – бодрствование).

 Первичное обследование. Симптоматическая эпилепсии
Рис. № 2. Первичное обследование. Симптоматическая эпилепсия.
Больной с органическим заболеванием головного мозга обменного характера (коллагеноз) с эпилептиформным синдромом, эмоционально-волевыми расстройствами. Детская абсанс-эпилепсия со вторично-генерализованными приступами.
ЭЭГ № 1.Функциональная проба: гипервентиляция (глаза закрыты, функциональное состояние – бодрствование).

Фаза обострения. Симптоматическая эпилепсия
Рис. № 3. Фаза обострения. Симптоматическая эпилепсия.
Больной с органическим заболеванием головного мозга обменного характера (коллагеноз) с эпилептиформным синдромом, эмоционально-волевыми расстройствами. Детская абсанс-эпилепсия со вторично-генерализованными приступами.
ЭЭГ № 2. Функциональная проба: гипервентиляция (глаза закрыты, функциональное состояние – бодрствование).

Фаза ремиссии. Симптоматическая эпилепсия
Рис. № 4. Фаза ремиссии. Симптоматическая эпилепсия.
Больной с органическим заболеванием головного мозга обменного характера (коллагеноз) с эпилептиформным синдромом, эмоционально-волевыми расстройствами. Детская абсанс-эпилепсия со вторично-генерализованными приступами.
ЭЭГ № 3. Фоновая запись (глаза закрыты, функциональное состояние – бодрствование).

 Фаза ремиссии. Симптоматическая эпилепсия
Рис. № 5. Фаза ремиссии. Симптоматическая эпилепсия.
Больной с органическим заболеванием головного мозга обменного характера (коллагеноз) с эпилептиформным синдромом, эмоционально-волевыми расстройствами. Детская абсанс-эпилепсия со вторично-генерализованными приступами.
ЭЭГ № 3. Функциональная проба: гипервентиляция (глаза закрыты, функциональное состояние – бодрствование).

В результате направленной адаптации (реабилитационная тренировка с нагрузками на уровне урока, интенсивного занятия и тренинг «до отказа») или комплекса восстановительных мероприятий по адаптивно-физической, психолого-педагогической и вокально-речевой реабилитации человек с проблемами нервной системы, психики и речи как бы заново проходит все этапы физического, психического и речевого развития.
Таким образом, сформировав «окно в онтогенез или нейроонтогенез», можно осуществлять коррекцию развития человека и его мозга.


Список литературы:

1. Белов В.Н. Не бойся шизофрении / В.Н.Белов // "АиФ – НН" Здоровье Социальный проект.- Нижний Новгород. – 2005. - № 14.- С. 19.
2. Бойко В.С. Йога в системном аспекте / В.С.Бойко // Адаптивная физическая культура. – 2001. - № 4. – С. 17 – 22.
3. Корочкин Л.И. Введение в нейрогенетику / Л.И.Корочкин, А.Т.Михайлов. – М. – Наука.- 2000.
4. Лукин Р.С. К вопросу о характере средств реабилитации больных с проблемами нервной системы, психики и речи / Р.С.Лукин, С.Ю. Мышляев // Актуальные проблемы реабилитологии и пути их решения. – Нижний Новгород. – 2004. – С. 51 – 52.
5. Минвалеев Р.С. Бхуданга – Сана изменяет уровень стероидных гормонов / Р.С. Минвалеев, В.В.Кирьянова, А.И.Иванов // Адаптивная физическая культура. – 2002. - № 2. – С.22 – 25.
6. Путкисто М. Стретчинг – метод глубокой растяжки / М.Путкисто М. – ООО "Издательский дом София" – 2003. – 175 с.
7. Рогман И. "14-летняя Катя, с рождения страдающая детским церебральным параличом, играет в волейбол и не пропускает ни одной дискотеки / И. Рогман // Факты: Будь здоров ! – Киев. – 2001.- № 16 (0163. – С 7-8.
8. Самыличев А.С. Адаптивная двигательная реабилитация людей, больных элилепсией / А.С. Самыличев, Р.С. Лукин // Материалы Международной научно-методической конференции "Актуальные проблемы подготовки специалистов по физической реабилитации ХХ1 столетия" – Сумы. – 2003. – С. 37 – 38.
9. Самыличев А.С. Адаптивная физическая культура в деле укрепления нервно-психического здоровья населения /А.С. Самыличев, Р.С.Лукин // Оптимизация учебно-тренировочного процесса. – Нижний Новгород. - 2003. – 68 – 69.
10. Самыличев А.С. Возможности адаптивной двигательной реабилитации / А.С. Самыличев, Р.С. Лукин // Наука, Олимпизм, Здоровье. Реабилитация. – Луганск. – 2003. – С. 217 – 218.
11. Самыличев А.С. Адаптивная физическая реабилитация как первый этап подготовки к учебной и трудовой деятельности / А.С. Самыличев, С.Ю. Мышляев, Р.С.Лукин // Актуальные проблемы реабилитологии и пути их решения. – Н.Новгород. – 2004. – С. 53 – 54.

Библиография:

Активизация нервных клеток человека средствами адаптивно-физической реабиитации/ А.С. Самыличев, С.Ю. Мышляев, Р.С. Лукин // Адаптивная физическая культура. – 2005. - № 4. – С. 34 – 35.




Количество просмотров: 2166
Короткая ссылка: https://мышляев.рф/~Dip0u
Предыдущая статья | Следующая статья

Возврат к списку статей

  (Голосов: 6, Рейтинг: 3.83)

Материалы по теме «Научные публикации»



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, нажмите Ctrl+Enter. Мы сделаем сайт лучше!