Наши услуги

В реабилитационном центре Вы получите консультации высококвалифицированных специалистов

К Вашим услугам предоставляются современные клинические и инструментальные методы обследования

Комплекс длительных специальных мероприятий, направленных на восстановление несформированных или утраченных функций центральной нервной системы

В нашей клинике вы можете получить профессиональное обслуживание на высоком уровне.




 Почему люди ругаются матом?


Рассмотрение этой «щекотливой» темы в данной статье строится на основе системы реабилитации больных с поврежденным или незрелым мозгом через их внутреннюю, или эгоцентрическую, речь.

Всем понятно, что без коммуникации - никуда, а если внешняя речь не сформирована или разрушена болезнью, то это сильно «напрягает» окружающих. Особое место на этапе ранней реабилитации у больных с психическими и неврологическими заболеваниями, например, с острым нарушением мозгового кровообращения, шизофренией, болезнью Жиль де ля Туретта, занимают нецензурные выражения.

Также раздражающе и вопиюще звучит речь ребенка, если она наполнена матом или сквернословием.
Клиницисты считают, что появление мата у инсультного больного с моторной афазией - это положительно. Вы спросите почему? Попробуем о сложном сказать просто. Для этого представим мозг и его функции в виде дома, где есть белое и серое вещество (рис. 1).
 


Зрелость этажей мозга, их взаимодействие, а именно взаимодействие самих нейронов и связей между ними нейрофизиолог оценивает по электроэнцефалограмме (далее ЭЭГ). Амплитуда сигнала, или электрических колебаний, на ЭЭГ характеризует устойчивость или неустойчивость всей нервной системы (электродинамическое равновесие). Частота сигнала на ЭЭГ – это характеристика уровня операционных систем или активности определённого этажа мозга. В концепции И.П.Павлова, Нобелевского лауреата от 1904 г., I и II-ой этажи мозга представляют первую сигнальную систему  - на ЭЭГ это медленные волны, дельта - 1-3 Гц и тета - 4-6 Гц; а  III и IV-ый этажи - вторую сигнальную систему - на ЭЭГ это быстрые волны, альфа - 7-13 Гц и бета - 14-39 Гц. Формирующиеся после родов синаптические контакты между нейронами образуют условный рефлекс. Граница между 1 и 2 сигнальными системами находится в промежуточном мозге (рис. 2).

Рис.2 Структурно-функциональная организация речи человека
 
Рис.2 Структурно-функциональная организация речи человека 

Именно в зоне, выделенной синим цветом на рис. 2, находится долговременная память человека. Здесь же находятся все нецензурные выражения. С позиции психики это защитные и половые инстинкты, которые формируются в возрасте 4-5 лет, когда ребенок начинает понимать себя и осознавать свою половую принадлежность.

В этот период происходит половая идентификация. С этим и связана речевая насыщенность словами имеющую половую «окраску». В возрасте примерно 4-5 лет дети начинают осознавать себя по полу: мальчик или девочка, а также в рамках эгоцентрической речи, т.е. речи для себя, задают себе вопрос, «откуда он или она появилась и с помощью какого механизма?». Именно поэтому в лексиконе детей, а также и больных с поврежденным или незрелым мозгом, в случае дизонтогенеза появляются матерные слова.

Активатором всех психофизиологических реакций и коммуникаций, является электрическая активность мозга. Чтобы найти связь между уровнями речевого развития и мозга, нужна единая методология. Общий вектор эволюционно-исторических этапов развития человека (логогенез)  представлен следующими операционными системами:
1) рефлекс;  
2) инстинкт;
3) сознание;
4) личность;
5) индивидуальность.

Рефлекторной формой общения является резонанс. Инстинктивной формой общения является крик и гуление. Сознательной формой общения является монолог. Формирующийся монолог или речь от третьего лица для себя или внутри себя – это и есть эгоцентрическая речь (подробно этот механизм описан в споре между Ж.Пиаже и Л.С.Выготским). Личностной формой общения является диалог. Индивидуальной формой общения является полилог (табл. 1).

Табл. 1. Характеристики операционных систем мозга и речевой зрелости человека

Характеристики операционных систем мозга и речевой зрелости человека

Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Р.Лурия и З.Фрейд  в ХХ в. заложили теоретические основы онто¬генетического принципа психического и речевого развития. Модель, предложенная Фрейдом, характеризует наиболее общие закономерности развития речи и дает ответ на вопрос: «почему съехала крыша?» (рис. 3).

Рис. 3. Схема логогенеза

Схема логогенеза 

Согласно данной модели, речевая деятельность может быть подразделена на три основных структурно-функциональных блока:
1) голос или бессознательный блок,
2) эгоцентрическая (внутренняя) речь или подсознательный блок,
3) внешняя речь или блок самосознания.

На основании «строительного чертежа» становится понятным, как формируется «речевой дом», а именно: сначала голос, затем речь для себя, а уж затем социализированная речь, т.е. речь между людьми. Таким образом, при естественном развитии вперед у детей на втором этапе обязательно появляются проявления половой идентификации в виде нецензурной речи с сексуальной окраской.

Если у взрослых людей по той или иной причине, например, в ситуации выхода из наркоза, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения или других психо-неврологических заболеваний, происходит распад речи (когда развитие речи идет назад), то растормаживаются механизмы эгоцентрической речи. Поскольку эта эгоцентрическая (внутренняя) речь становится слышимой, то окружающие люди, не зная этапности логогенеза, делают неправильные выводы.

С позиции структурно-функциональной организации мозга и его  трансформации можно выделить два направления: вперёд и назад. Естественный нейроонтогенез, или направление вперёд, можно сравнить со строительством многоэтажного дома (рис. 4).

Рис 4. Вектор развития естественного нейроонтогенеза

Вектор развития естественного нейроонтогенеза
    
Направление назад сравнивается с ремонтом или реставрацией того же многоэтажного дома. Всем понятно логически, что сначала разбирается крыша, потом этажи, а лишь затем фундамент. Этот принцип лежит в основе возвратного нейроонтогенеза.

Методика основана на научном открытии С.Ю. Мышляева «Явление восстановления структурно-функциональной организации мозга человека в онтогенезе», зарегистрированное Российской Академией Естественных наук в 2007 г. Впервые установлено неизвестное ранее явление восстановления структурно-функциональной организации мозга человека в онтогенезе, заключающееся в том, в клинике нарушений нервной системы с двигательными, поведенческими и речевыми нарушениями под воздействием специальных длительных, постоянно возрастающих, многократно повторяющихся, онтогенетически ориентированных и дозированных физических, психических и речевых нагрузок (урок, интенсив, тренинг «до отказа») наблюдается восстановление в полном объёме нарушенных функций.

Возвратный нейроонтогенез – это восстановление функций через поломку патологических связей мозга. В процессе сильной стимуляции развития двигательных, психических, речевых функций на грани переносимости начинают разрушаться патологические рефлексы.

Клинико-электроэнцефалографические данные, полученные при динамическом наблюдении за этими больными в процессе реабилитации, показали, что патологическая система не только видоизменяется, но и может исчезать полностью.

Рис.5 Динамика средних амплитуд медленных и быстрых волн в процессе реабилитации

Динамика средних амплитуд медленных и быстрых волн в процессе реабилитации
 
На рис. 5 ЭЭГ больного А. с синдромом Жиль де ля Туретта, 8 лет, в процессе реабилитации в динамике прослеживается изменение электрической активности. Сначала идет разрушение основного ритма (ЭЭГ № 1-3), а затем активация медленно волновой активности (ЭЭГ № 3-5) с восстановлением до возрастной нормы (ЭЭГ № 6).

Распад речи связан с разрушением коры или подкорки и операционных систем, записанных на них. На реабилитации применяли специальную технологию восстановления утраченных или несформированных функций речи в форме громкого аудирования или повторения за кем-то громкой ругани.

Надо сказать, что на Руси заикание лечили с помощью мата. Этот метод называется «клин клином вышибают». На патологическую речевую продукцию воздействовали еще большей нагрузкой. Иными словами, достраивали то, что было неправильно сформировано или вовсе пропущено.
 
С научных позиций, в процессе реабилитации электрические сигналы, формирующиеся на периферическом конце двигательного, зрительного и слухового анализаторов, разрушают патологическую систему в ЦНС. Эта генерация физиологически усиленного возбуждения постепенно может привести к обострению основного заболевания и во многих случаях с проявлениями копролалии.

Реабилитационные занятия приводят к системной активации биоэлектрической активности мозга, т.е. активируются все этажи, а также быстрые и медленные ритмы мозга. После обострения основного заболевания активируется нейропластичность, и исчезают дефекты: ликвидируется старая патологическая система, и начинает формироваться новая функциональная система. Образно говоря, в процессе длительной реабилитации больной человек и его повреждённый или незрелый мозг возвращается в «место поломки».

С помощью дозированных нагрузок происходит структурно-функциональная перестройка всей нервной системы человека, в том числе и коммуникативных функций. Временный откат (рис. 6) назад можно рассматривать как вынужденную меру, поскольку сам дефект без его разборки не исчезнет.

Рис.6. Вектор развития возвратного нейроонтогенеза
Вектор развития возвратного нейроонтогенеза


 
Механизм нецензурного высказывания похож на крик «мама!» в момент резкой внезапной боли или паники. Пик сверхпорогового раздражителя активирует механизм возвратного логогенеза или древние операционные системы. Боль или страх вызывает внезапное торможение              IV-III-II этажей мозга и внезапное растормаживание среднего мозга (I этаж) и кратковременную активацию блока долговременной памяти первых лет жизни.

Это вокализация ребенка 1-3 года жизни. Бессознательное (по З. Фрейду) активируется высокоамплитудным и кратковременным тета- и дельта-ритмом мозга.

В научном открытии доктора Мышляева описывается механизм, противоположный центральному торможению, открытому И.М.Сеченовым в 1861 г.. Это явление можно назвать «механизмом центрального возбуждения ЦНС в условиях патологии». На ЭЭГ это явление можно охарактеризовать как «киндлинг эффект» с изменением порога судорожной готовности мозга.

Такое возбуждение незрелых нейронов приводит к их созреванию и формированию новых связей. Незрелые синапсы на II и III этаже мозга проявляются регенерацией патологически усиленного возбуждения, которые и активируют эгоцентрическую речь. Схематично эту импульсную активность можно проследить в стадии короткого замыкания на рис. 7.

 
Рис. 7. Модель электрофизиологических изменений
 
Модель электрофизиологических изменений
        
Психолингвистический анализ непреодолимого импульсивного влечения к циничной и нецензурной брани без всякого повода можно провести на примере прослушивания речи по радио. Так, например, в одно и то же время могут говорить две радиостанции. В этом случае на одной волне возникают дополнительные включения музыкального и другого вида текстов. При радиопомехах может возникать импульсное переключение на другие радиостанции.

В этом случае на исходный радиосигнал могут накладываться электромагнитные колебания от посторонних источников радиоизлучений, способные помешать правильному воспроизведению сообщения. Эти помехи представляют другую частоту или амплитуду, интерференция которых вызывает искажения радиосигнала, а значит самой речи. В языке программирования при возникновении ошибки самих операционных систем инженеры используют медицинские слова «глюк» или «бред».

Оговорки (по З.Фрейду) – это пример отключения  коры (IV этаж) и внезапное включения операционных систем с подкорки (III этаж). Чтобы хотя бы временно достроить незрелые нейронные связи на II этаже мозга, как в момент эпилептического припадка, человеку надо эмоционально высказаться и заново пройти этот этап речевого развития с активацией оборонительных и половых инстинктов. Активация эгоцентрической речи -  процесс вынужденный и необходимый.

Иначе, этот скачок напряжения - в понимании авторов кратковременный сбой программы с перестройкой внутренней речи - может вызвать полную поломку условных рефлексов в подсознании, вплоть до потери сознания или самосознания (по З.Фрейду), как при чихании или зевании. Таким образом, этот самонастраивающийся механизм создает условия для формирования условных рефлексов (по И.П.Павлову). Этот нейропластический механизм достройки границы между эгоцентрической и социализированной речью необходим для поло-ролевой идентификации.

Таким образом, через эмоциональное возбуждение происходит регенерация условно-патологического сигнала. Этот высокоамплитудный импульсный сигнал, возбуждая более древние и менее зрелые участки ЦНС, вызывает процесс их функциональной активации, который и проявляется в нецензурных высказываниях сексуальной направленности внутри себя или в виде слышимой нецензурной речи.

На ЭЭГ этот аффект отражается как пароксизмальная или просто спонтанная высокоамплитудная медленноволновая активность. Отсутствие тормозного влияния коры на нижележащие патологические структуры приводит к активации онтогенетической памяти в глубинных структурах мозга человека, а именно к сквернословию или мату.

В научном открытии доктора Мышляева установлено, что повышение амплитуды электрической активности – это нейромаркер срочной адаптации. Это характеристика переходного периода от нового к старому или от здоровья к болезни и наоборот; в данном случае от верхних этажей мозга к нижележащим.

Усиление медленной активности ЦНС в глубинных структурах мозга (до 80-100 мкв. в тета диапазоне) наиболее закономерно отражается на проявлении эгоцентрической речи. Угнетение деятельности коры мозга (IV этаж) происходит быстро, генерализованно и обусловлено активным филогенетически запрограммированным (аварийным) выключением восходящих влияний лимбико-ретикулярного комплекса в ответ на раздражение незрелых онтогенетических операционных систем.

Адаптивное значение такой перестройки речи, в короткий срок приводящей многие регуляторные центры ЦНС на ранний онтогенетический уровень коммуникативности, вряд ли может оспариваться.

Следовательно, становится понятно, что больным с поврежденным или незрелым мозгом ругаться матом полезно и необходимо. Таким образом они себя лечат или перепрограммируют, а в операционной системе достраивают пропущенную фразу или строку. Авторы защищают таких людей, поскольку говорить по-другому они не могут.

Иначе у них совсем нарушится рефлексия, т.е. понимание самого себя, а также общение с внешним и внутренним миром. Надо сказать, что у здоровых людей механизм воспроизведения мата точно такой же, но эти слова мы произносим про себя, и во внешней речи их не слышно.

Библиография:

Библиография: Мышляев С.Ю. Белова Е.Е. Почему люди ругаются матом?//Проблемы современного педагогического образования. Сб. Педагогика и психология.-Ялта. РИОГПА, 2017.-вып.55.-Ч.8.- с.311-320.




Количество просмотров: 2090
Короткая ссылка: https://мышляев.рф/~4RvjJ
Предыдущая статья | Следующая статья

Возврат к списку статей

  (Голосов: 3, Рейтинг: 3.56)

Материалы по теме «Научные публикации»



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, нажмите Ctrl+Enter. Мы сделаем сайт лучше!