Уже давно известно, что языком управляет центральная нервная система. Произнесение и понимание слов - сложно организованные и взаимосвязанные процессы, которые составляют основу речи. Традиционно считалось, что за них отвечают две важные зоны в головном мозге, называемые центрами речи. В честь исследовавших их авторов они названы: зоны Брока и Вернике. При поражении этих участков мозга (черепно-мозговая травма, инсульт) появляются нарушения речи, афазия или алалия.
Данные структуры расположены в коре полушарий головного мозга. Друг с другом они связаны дугообразным пучком – совокупностью миелиновых волокон.
Зона формирования звуков и слов — это центр Брока, ограниченный участок лобной доли полушарий головного мозга. Функциональное значение речевого центра чтения и восприятия обращенной устной речи довольно велико.
Информация, которая поступает извне в виде слов и предложений обрабатывается в конечном счете в слуховом анализаторе. Затем эта информация по ассоциативным связям достигают слухоречевой зоны Вернике. Из всей гаммы звуковых сигналов этот отдел полушарий вычленяет буквы, что позволяет понимать услышанное.
Но, не у всех детей этот «запуск» происходит. Что же делать, если у Вашего ребёнка этого не случилось.
Традиционно в этой ситуации идут к логопеду. К сожалению, не все эти походы приносят желаемый результат. Потому что, причины отсутствия речи могут быть разные. Чаще всего логопеды с педагогической направленностью справляются с функциональными нарушениями. Если же имеются структурные нарушения ткани мозга, а именно нервных клеток ствола мозга или больших полушарий, то необходимо привлекать медицинских логопедов.
Они работают в реабилитационном центре совместно с другими специалистами (невролог, психиатр, нейрохирург, фониатр, тренер, врач ЛФК, нейропсихолог и др.). Все перечисленные проблемы связаны с повреждением самих нейронов на разных этажах головного мозга (спинной мозг, ствол мозга, промежуточный мозг, подкорка, кора).
В случае, когда причиной является несформированность мозга с нарушением иннервации мышц глотания и фонации, сначала необходимо восстановить структурную зрелость нейронов, миелинизацию отростков и синаптические связи.
При грубых повреждений мозга с распадом звукопроизношения и отсутствием коммуникативной функции, необходимо заново пройти все стадии развития речи: от крика, гуления, тарабарской и эгоцентрической речи до монолога и диалога.
Это происходит с помощью специальных дозированных занятий и упражнений стимулирующего характера, воздействующих на двигательный, зрительный и слуховой анализатор. На основе научного открытия в реабилитационном центре «Клиника Доктора Мышляева», была разработана уникальная система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса», которая позволяет управлять регенерацией нервных клеток мозга и нейропластичностью, что приводит к ликвидации стойких речевых дефектов.