vkontakte ok facebook YouTube Twitter
...

Директор центра реабилитации,
кандидат медицинских наук,
академик РАЕН

Микроцефалия. Сколько мозга нам нужно?

Мозг французского писателя Анатоля Франса весил чуть более 1 кг, у русского писателя Ивана Тургенева мозг весил чуть более 2 кг. В среднем мозг человека весит 1300-1400 г. Такой массы мозга вполне достаточно, чтобы быть даже знаменитым писателем. Но такой мозг мы получаем не сразу.

Мы рождаемся с мозгом, который весит приблизительно 400 г. То есть, до взрослого состояния нам нужно нарастить мозг в 3-4 раза. За счет чего? Растут опорные ткани (глия), растут сами нервные клетки, удлиняются и ветвятся их отростки, появляется множество синаптических контактов между ними, нейронная сеть становится просторней и гуще...

Мы как бы повторяем путь развития всего человечества.

К 7-8 месяцам масса мозга достигает 700 г. Ребенок активно лепечет и всё больше произносит слогов, которые являются элементами речи. К этому времени появляется первое понимание слов.

Интересно,

«...что такой массой мозга обладал питекантроп (точнее Homo erectus), который уже умел разговаривать, поддерживал огонь, делал и использовал орудия труда. Тут мы переходим барьер от биологического к социальному, собственно человеческому. Мы получаем дар слова, а через слово – разум...»

Что же называют микроцефалией?

У детей с микроцефалией окружность головы при рождении, как правило, не превышает 25-27 см (при норме 35-37 см), а масса мозга равна 250 г. Микроцефалия это не самостоятельное заболевание, а проявление различных заболеваний. Поэтому микроцефалию делят на первичную (истинную) и вторичную. Первичная микроцефалия наблюдается в рамках генетических нарушений (синдром Джакомини, синдром Пейна).

Вторичную микроцефалию вызывают хромосомные аберрации (синдром Дауна), нарушения ферментного обмена (фенилкетонурия), она бывает следствием неблагоприятного течения беременности и родов. При всех формах микроцефалии наблюдается отставание в умственном развитии. Судорожный синдром, параличи бывают не всегда.

Чем тут можно помочь?

Обычно предлагают лекарственную поддержку, чтобы маленький мозг работал лучше. И помощь дефектолога, чтобы ребенок и его родители приспособились к имеющемуся интеллектуальному, двигательному и речевому дефекту.

Только ли этот путь возможен?

В 1998 году Питер Эрикссон и Фред Гейдж при помощи меченых молекул обнаружили делящиеся нейроны в мозге взрослых людей. Новых нервных клеток образуется несколько тысяч в день. Конечно, это капля в море, поскольку в мозге человека 80 миллиардов нейронов. Но море состоит из капель.

Есть основания полагать, что новые нейроны мигрируют в наиболее нагруженные участки мозга и встраиваются с сеть. То, что между нейронами мозга постоянно образуются новые связи, известно достаточно давно.

В 1953 году Виктор Гамбургер и Рита Леви-Монтальчини открыли фактор роста нерва (ФРН). Это белок, который отвечает за выживание нейронов. Сейчас открыты и другие ФРН. Эти белки отвечают за рост и ветвление отростков у нейронов, участвуют в образовании синаптических контактов между ними. Предполагается, что именно их недостаток является причиной таких серьезных заболеваний как аутизм, шизофрения и болезнь Альцгеймера.

Но и это еще не всё.

В 90-е годы ХХ века Альваро ПаскуальЛеоне исследовал карты мозга (границы представительства в нем различных частей нашего тела). Он обнаружил, что границы той зоны мозга, которая интенсивно работает, расширяются на несколько миллиметров в день. Вне работы зона снова уменьшается. Карта мозга постоянно перестраивается. Наш мозг пластичен. Это его основное свойство.

Можно ли активизировать и задействовать пластические процессы мозга для решения проблемы микроцефалии?

В нашем центре проходит реабилитацию мальчик с диагнозом ДЦП, симптоматическая эпилепсия. В 4,5 года у него окружность головы, как у новорожденного. С марта по июль этого года с ним проводилась нейрореабилитация по системе доктора Мышляева «Родись заново!». За это время окружность головы увеличилась у него на 1 см. До этого такого прироста не было.

Значит ли всё это, что можно «выращивать» мозг произвольного веса и размера?

Отнюдь. Можно и нужно помочь мозгу шаг за шагом двигаться от патологии к норме.

Статья: Микроцефалия. Сколько мозга нам нужно?

Короткая ссылка: https://мышляев.рф/~YiUg4