Гиперактивность. Последнее время все чаще родители сталкиваются с подобным вердиктом. А иногда и сами, без помощи специалистов, объясняют себе с помощью этого слова, отчего им все сложнее справляться с собственным чадом. Но не всякая активность является диагнозом.
Если ваш ребенок наделен недюжим темпераментом, деятелен, постоянно чем-то занят, то, может быть, просто в сравнении с Вами его активность кажется чем-то из ряда вон…
Чтобы появилась приставка «гипер», необходимы два существенных условия: первое и основное – дефицит внимания, второе – повышенная утомляемость. Повышенная утомляемость сродни езде на автомобиле с пробитым бензобаком – постоянно нужно дозаправляться.
А на это уходит время. В результате над домашними заданиями сидим не 2 часа, а все 4. Или в классе не работаем, а пристаем к соседям, можем даже встать и ходить по классу (оно и понятно - организм требует разрядки!).
А при дефиците внимания «водитель» постоянно норовит свернуть в сторону, так что из пункта А в пункт Б доезжаем не по прямой, а посетив все окрестности. Бывает, что и не доезжаем - как говорится, ушел на базу и...
Ребенку трудно на чем-либо сконцентрироваться в течение определенного времени, он не может сосредоточиться, постоянно отвлекается на посторонние раздражители (кто-то вошел, вышел, телевизор включили-выключили, ворона каркнула и т.д.). И как следствие – уровень усвоения знаний даже при достаточных интеллектуальных способностях ниже, чем могло бы быть: ведь учителя нужно дослушать, задачу, чтобы решить, нужно дочитать до конца и т.д. и т.п.
По- настоящему гиперактивность становится проблемой, когда ребенок идет в первый класс. Учителя, как правило, недолюбливают таких учеников. Еще бы! Они мешают вести урок, их постоянно нужно держать в «ежовых рукавицах», причем, буквально, иначе они дезорганизуют весь класс.
Уровень знаний, за редким исключением, оставляет желать лучшего. Вскоре начинаю роптать и родители одноклассников: просят пересадить «активиста» подальше. Бывает, образуется инициативная группа с требованием оградить их детей от пагубного влияния.
Со временем, ребенок начинает чувствовать, что и одноклассники не принимают его: либо избегают, если он агрессивен, либо он становится предметом насмешек (часто такие дети отличаются эмоциональной незрелостью, инфантилизмом).
Есть ли выход? Есть! С помощью специальной системы реабилитации можно помочь ребенку «дозреть». В результате повышается его способность к саморегуляции, он становится способным к самоконтролю, повышается уровень его стрессоустойчивости.
Кстати, подобные занятия являются хорошей мерой профилактики школьной дезадаптации для любого будущего первоклассника. Ведь изменение образа жизни – стресс и не всякий способен адекватно его преодолеть.
Практика показывает, что дети, которые проходят подобную эмоциональную подготовку к школе, лучше справляются со школьными нагрузками, практически не имеют проблем в общении, легко приспосабливаются к новым правилам.
А те, кто приходит к нам уже будучи учеником, меняются буквально на глазах. Родители и учителя не нарадуются. А главное, сам ребенок чувствует себя принятым и более успешным среди своих сверстников и в обществе.